Найти тему

Текстовые (форумные) ролевые игры в 2024 году - что это? И зачем?

Привет, друзья, с вами Аксель!

Что это вообще такое - текстовые ролевые игры? Разберемся в терминологии для начала. Для справки - я возьму определение "гик" и его производные для обозначения "популярности в ограниченном социуме".

Виды ролевых

Ролевые игры у нас бывают самые разные - например, настольные, кабинетные, полевые, сексуальные, компьютерно-игровые, или даже рабочие. Сюда же можно отнести и текстовые. Естественно, популярность у каждого из каждого из перечисленных видов разная. Здесь можно дать определение ролевиков из Википедии: субкультура людей, которые играют в ролевые игры, преимущественно живого действия. Частично это можно применить и к тем, кто играет в словесные и настольные ролевые игры, однако далеко не все участники одного движения входят в другое. У ролевого движения есть ряд родственных движений, образованных вокруг творчества Джона Толкина, исторической реконструкции, исторического танца, страйкбола, хардбола, косплея. Итак, к "обычным", магловским играм я отношу:

  • рабочие - когда между сотрудниками компании разыгрывается ролевая сценка, где каждый играет свою роль. Например, знаменитое "продай мне эту ручку" - как раз пример ролевой игры. Играются такие игры обычно для повышения квалификации, упрочнения отношений в коллективе, разрядки.
  • сексуальные - здесь я думаю, пояснять не нужно :)
  • компьютерные игры - самое простое и именно что ни на есть игровое явление, по сути, определение "ролевой игры" в массовом сознании, или РПГ (Role-Playing Game). Игрок берет на себя управление персонажем, "прокачивает" его и продвигается по сюжету. Сейчас это уже почти не "гиковское" явление, потому что играют в компьютерные игры практически все - и взрослые, и даже пожилые люди, не говоря уже о подростках.
Здесь и далее используются изображения, созданные нейросетью Foocus, если нет подписи, утверждающей обратное
Здесь и далее используются изображения, созданные нейросетью Foocus, если нет подписи, утверждающей обратное

Далее разберем более необычные ("гиковские") ролевые игры.

  • Настольные. Настольные ролевые игры появились очень давно, пример - Dungeons & Dragons, первая редакция которой вышла в 1974 году. На Западе это было популярно, до нас же добралось уже после развала СССР. Из популярного сейчас, помимо D&D - это, конечно же, настолки по Warhammer. По сути это целый пласт-сабкультура, где действуют свои законы и самый настоящий отдельный рынок, приносящий многомилионные доходы компаниям-производителям фигурок, кодексов, рул-буков и прочих вещей. Настольные игры безусловно, повлияли на развитие в том числе и компьютерных, и остальных видов ролевых.
-2
  • Полевые или "Ролевые игры живого действия". Вообще, если брать базис - то в полевые игры мы все в детстве играли, в каком-то виде - например, брали палки и "стреляли" друг в друга. На более серьезном уровне - это когда заинтересованные люди выбирают событие (вымышленное или реальное), и старательно отыгрывают его, переодеваясь в аутентичные наряды, костюмы; беря на себя роли персонажей и полностью погружаясь в личность этого персонажа. Вспомним "толчков" - любителей и последователей вселенной Властелина Колец уважаемого Р.Р. Толкина. В своё время это было массовое явление, сопоставимое по масштабам с некоторыми музыкальными фестивалями. Множество людей перевоплощались в орков, эльфов и других сказочных существ, брали в руки мечи и луки из текстолита и древесины, облачались в доспехи и бегали по лесам в различных локациях нашей страны. И было весело! Также организовывались глобальные события, вроде "Хоббитских Игрищ", фестиваля "Зиланткон" и т.п.
  • Кабинетные ролевые игры можно отнести и к полевым, т.е. живого действия, но это более камерная история, чаще всего происходящая в рамках одного помещения/комнаты.
  • Ну и одно из самых доступных видов (по моему личному мнению) - текстовые* ролевые игры. Здесь продолжим подробнее:

Текстовые или форумные / чат ролевые игры

*Стоит отметить, что есть разновидность компьютерных текстовых ролевых игр, или MUD (по названию первой игры, 1978 года). Кульминацией развития таких игр являются сегодняшние MMORPG. Мы же говорим о играх Post by Post, т.е. играх на форумах, в чатах, соцсетях.

Явление из времен дикого интернета, когда он только начинал распространяться в нашей стране. Сам я присоединился к нему не с самого основания, а когда это начало оформляться в виде форумов (они были популярны до социальных сетей и сейчас относительно живы, но без такого распространения, конечно; большую часть их аудитории сейчас забрали мессенджеры и соцсети).

До форумных текстовых игр были еще и игры в чатах (вроде Mail.ru, IRC), а до этого - небольшие разновидности посредством email.

Почему в своё время (2000-2010гг), при доступных уже тогда компьютерных играх, меня привлекли текстовые? Всё очень просто - во-первых, это очень доступно, как я уже говорил выше - ничего, кроме интернета и девайса для ввода текста, вам не требуется. Во-вторых, это фантазия в чистом виде. Любите писать фанфики? Скорее всего, вы также текстовый ролевик и каким-то образом участвовали в подобных играх или просто задумывались о такой возможности.

В третьих, а что, если взять нескольких людей, которым нравится, например, мир Дж. Роулинг "Гарри Поттер", и писать фанфик не в блокноте в одного, а в чате или форуме, постепенно отыгрывая персонажей любимой вселенной?

Более того, текстовые ролевые игры (tRPG, тРПГ) максимально богаты на реализацию задуманного. Если в настолках вы ограничены количеством купленных армий, в полевках - физическим присутствием на ролевой и степенью законченности вашего костюма, а в компьютерных - фантазией разработчика игры, то в текстовых ролевых играх возможно придумать, описать абсолютно ВСЁ. Хочешь кроссовер между Котами-Воителями и Сейлор Мун? Пожалуйста. Хочешь предположить, как Саурон победил в Властелине Колец? Это было в текстовых играх уже десятки раз. Или например, у тебя в голове есть задумка авторского мира, с уникальной системой магии, историей, и прочим? Текстовая ролевая может дать оболочку всему этому и позволит выявить интерес к задумке.

Еще один очень большой плюс - тРПГ асинхронны по времени, т.е. не требуют вашей мгновенной реакции на действия других игроков. Мы можете спокойно прочитать адресованный вам пост, обдумать ответные действия и ответить в течение какого-то времени. На самом деле, на просторах Рунета есть форумные ролевые, действие в которых так или иначе продолжается уже десять или более лет.

Надеюсь, вам понравился экскурс в историю и терминологию ролевых игр, а я затрону минусы или что может оттолкнуть от текстовых игр в следующей мини-статье.

Всем мир!