Речь сегодня пойдёт о «Шёпоте сердца», анимационного фильма 1995 года, который был срежиссирован печально известным Ёсифуми Кондо, данная работа должна была стать проверкой для Кондо, как для человека, которого Миядзаки рассматривал, как того, кто возьмёт на себя бразды правления студией, когда Хаяо решит уйти на пенсию. К великому сожалению, «Шёпот сердца» стал первой и последней картиной, которую срежиссировал Ёсифуми Кондо, до своей смерти в 1998 году.
Сюжет
Сюжет повествует нам об ученице средних классов Сидзуке Цукусиме. Цукусима тихая девушка-отличница, которая в придачу к этому ещё и книжный червь. И жадно поглощая текст из прочитанных ею в библиотеке произведений при заполнении формуляра она замечает имя «Сэйдзи Амасава», этот таинственный незнакомец, как оказалось прочитал все книги, которые она когда-либо читала в библиотеке, девочка же, желая отличиться приходит в школу и берёт там книгу, которую никто до неё не читал, но в итоге она узнаёт, что данная книга является подарком Амасавы Каити, младший сын, которого учится в параллельном классе. Однажды по пути в библиотеку Сидзука видит кота, который едет в метро, и она решает проследовать за ним, приводит он её в странную пустую лавку, наполненную всякими диковинными вещами. На столе девушка обнаруживает фигурку кота, одетого, как аристократа, тут же оказывается, что лавка не пуста, а за прилавком сидит приятного вида дедушку Ниси Широ. Там же Сидзуке становится свидетельницей того, как он заканчивает чинить часы, в часах был механизм, когда наступало 12 часов из 8 часов выходил принц, а стоящая над циферблатом овечка превращалась в прекрасную фею и обратно, когда время шло дальше. Чуть позже она узнаёт, что Сэйдзи Амасава — это один парень из параллельного класса, который сильно раздражал Сидзуке и как оказалось он был внуком того дедушки. Сэйдзи занимался созданием скрипок и причём недурно на них играл, и он сказал, что хочет полететь Кремону и обучиться там скрипичному мастерству, обучение его будет длиться 10 лет и в связи с тем, что между героями начинают возникать чувство и с тем, что Сидзуке остро задаётся вопросом того, чем она хочет заниматься, она решает написать повесть.
Темы и идеи в фильме
В работах Миядзаки можно было найти сто и одну тему для рассуждения, он часто говорил об экологии, войне и затрагивал в своих работах кучу тем, то Кондо же решил говорить об одной теме, которая является достаточно комплексной. Ёсифуми говорит о взрослении и поиске себя и своего места в этом мире. С Сидзуке проходит то, что проходило со всеми, первая влюбленность, вопрос о том, кем же она хочет стать, разногласия с роднёй из-за её желание пойти против течения и т.д. . Дедушка Ниси рассказывает Сидзуке, что она подобна камню внутри, которого видны кристаллы, ведь он так же, как этот камень имеет внутри изумруд говоря о котором дедуля имеет в виду талант. Он говорит о том, что вероятно самый большой и заметный кристалл не является самым драгоценным и интересным, он говорит о том, что внутри могут таится намного более чистые и драгоценные кристаллы изумруда. И Сидзуке и Сэйдзи прямо, как эти камни нуждаются в полировке и обработке, именно тогда мы сможем увидеть всю полноту красоты кристаллов изумруда. Речь конечно же идёт не только о героях фильма, а о каждом живущем человеке. Каждый имеет в себе, что-то особенной, но, к сожалению, далеко не каждому удаётся найти эти самые кристаллы и в должной мере их обработать, чтобы они засияли, как могли. Тема, которую поднимает Кондо не нова и не создаёт такой сложной структуры, как у Миядзаки, но это идёт на пользу всей картине, она представляет из себя достаточно приземлённую историю о девочке ученице средних классов, которая начинает взрослеть и решать, кем она хочет быть. Тут нет сюрреализма или чего-то подобного, наоборот мы видим современный японский город, а сцен, с фантастическим миром очень мало и появляются они ближе к концу.
Моё впечатление
Как по заветам студии мы имеем фантастический визуал, открывающая сцена в которой ещё до кучи играет «Take Me Home, Country Roads», которую вообще можно назвать главной музыкальной темой в фильме, дальше мы её ещё не раз услышим, только уже на японском языке, я просто считаю искусством. Сама история и темы, которые в ней подымаются протоптанной дорожкой идут мне прямо в душу, не нужно быть японской девочкой учащейся в средних классах, чтобы понять проблему вопроса того кем тебе стать и всех остальных вещей, которые происходят с людьми в данном возрасте. Так же в этой работе говориться о первой любви и она, как известно зачастую неудачная, но какой она будет у наших героев мы не знаем, знаем только то, что они пообещали, что в будущем будут вместе, а выполнят они данное ими обещание нам к сожалению или, к счастью, неизвестно. Как и во всех работах Миядзаки (кроме «Принцессы Мононоке») и уже смею предположить, что во всех работах студии за парой исключений есть эта черта, а говорю я о безумной теплоте и уюте историй в которые нас погружают авторы, так же «Шёпот сердца» является безумно уютным, я снова смотрел всю картину с дурацкой улыбкой на лице, а момент, когда Сидзуке поёт переведённые на японский Country Roads, под аккомпанемент из Айдзавы игравшего на скрипке и дедушки с его друзьями музыкантами, уютомометр просто зашкаливал. Тихая летняя ночь, красивый голос Сидзуке и инструменты, создающие мелодию, всё это создаёт просто невероятно приятную, теплую атмосферу в которую просто не может не хотеться окунуться и оказаться в том месте в тот момент. Подводя итоги хочется сказать «Прости Хаяо, но моя любимая работа твоей студии пока не является твоей работой», и пусть в «Шёпоте сердца» нет такой большой глубины мысли и обилия тем, пусть тут нет сюрреалистичных образов, которые будут основаны на древнем японском фольклоре, отсутствие всего этого не умоляет прекрасности данной картины. Она достаточно проста, как и все мы с вами, от того она будет так близка любому, кто её посмотрит, в том числе и мне.
Спасибо за прочтение больше такого в моём телеграмм канале