Военный дипломат и педагог, кандидат военных наук, генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский обычно очень сдержан в своих выступлениях. Но когда дело касается так называемых красных линий, которые пересекаются вдоль и поперёк, тезисы его становятся несколько жёстче. Впрочем, это понятно. Ведь России угрожают и словом, и делом… Нужно отвечать.
Примечательный диалог у генерала Бужинского состоялся с телеведущим Владимиром Соловьёвым в эфире политического ток шоу:
Бужинский. Об этих красных линиях уже кто только не говорит, кто только не полощет эти термины. На прошлой неделе Столтенберг. Никчёмность этой фигуры и вообще должности генерального секретаря НАТО. Он вообще-то по своему функционалу обязан, если он что-то говорит, это должно быть согласовано со всеми государствами-членами. Если он говорит это от себя, то он должен сказать, что это моё личное мнение. В данном случае он ничего не сказал, значит, это всё согласовано с американцами, по крайней мере, что не нужно бояться этих русских, ничего они не сделают, всё это, так сказать, пустая болтовня. Я считаю, что эти разговоры о дальнобойных ракетах, ударах, что решение пока не принято, а если будет принято, оно может быть принято кулуарно, никому никто ничего не скажет. Всё это ерунда. Все решения приняты. Другое дело, что средств недостаточно. Более того, Зеленский уже, намекая на свои планы, формулы мира, уже требует не просто этих "Скальпов", Storm Shadow, AGM-158 для Ф-16 "Аджасм" с дальностью 300 километров. Ему уже мало. Они уже говорят, что всё, поезд ушёл. Русские уже отвели, рассредоточили свою авиацию, в 300-километровой зоне никаких достойных целей для поражения не осталось. Давайте эти же "Джасмы" в конфигурации ER с дальностью 900 километров, а вообще, я так чувствую, они скоро начнут требовать того, чего у американцев ещё нет, что еще в разработке. Это новые итерации Першинга-2, новые итерации крылатых ракет наземного базирования, которые были уничтожены, с дальностью там 800-2400 километров. А вообще, скоро потребует корабли с "Томагавками", которые должны курсировать в Чёрном море. Поэтому западники немножко в замешательстве, с моей точки зрения, что он ещё в следующий раз потребует.
Соловьёв. Тактическое ядерное оружие.
Бужинский. Тактическое ядерное оружие Зеленскому никто не даст.
Соловьёв. Раньше мы считали, что ему никто не даст и танки, и самолеты.
Бужинский. Нет-нет, я вообще насчёт тактического ядерного оружия считаю, нам вообще нужно, как говорят в казино, перевернуть стол. Они всё время идут по лестнице эскалации и ждут, как мы ответим. Нам нужно самим вступить на эту лестницу эскалации. Прежде чем мы будем говорить о тактическом ядерном оружии, у нас есть средства, которые мы можем применить и до смерти испугать американцев. Речь идёт, прежде всего, о противоспутниковом оружии. Мы несколько лет назад его показали. Сначала американцы, потом мы, потом китайцы, потом индийцы провели, демонстрационные испытания нашего противоспутникового оружия, ведя с орбиты каждый свой спутник. Мы "Целину" свели с орбиты, американцы свой, при помощи стандарта, китайцы свой. Американцы тогда так напряглись, подняли такой шум, что противоспутниковое оружие, то, что должно быть запрещено навеки и всегда. Потому что они настолько завязаны на свою спутниковую группировку. Мы тоже, конечно, завязаны, но на порядок меньше. Поэтому я считаю, что нам нужно, чем скорее, тем лучше, провести ещё одно показательное испытание противоспутникового оружия, а потом свести с орбиты американский спутник. И вот тогда пусть они думают, как на это отвечать, как идти по этой лестнице эскалации. Не мы, а они.
Соловьёв. Но у них-то есть тут же возможность. Вот мы увидели сейчас, как 15 лет израильтяне, хотя они это отрицают, готовили операцию по взрывам пейджеров и прочей электроники. А мы уверены, что все эти годы весь тот хард компьютерный, который поставлялся в России, что там нет аналогичных закладок, и во время Ч они возьмут их и активируют? И у нас вся электроника, на которой базируется всё в стране, грохнется…
Бужинский. Нет, у нас есть пять систем, которые, так сказать, являются противоспутниковым оружием.
Соловьёв. Нет, я про противоспутниковую не оспариваю. Я про то, что они в ответ активируют свои закладочки против той электроники, большой, которую они поставили в Россию годами.
Бужинский. Это касается сил общего назначения. Что касается нашей триады, что касается нашего противостояния, там всё только наше. И в те лихие 90-е годы всё-таки и РВСН, и атомный подводный флот, и наша бомбардировочная авиация всё-таки базировалась на своей компонентной базе. Как говорят специалисты, у нас всё есть. Кстати, и те же чипы. Единственное, что они, конечно, кратно дороже.
Соловьёв. Еще бы понять почему. Тут сейчас поставили некую новую систему связи, и мои друзья с погонами говорят, мы, конечно, всё понимаем, кроме цены. Или мало посадок, то есть надо еще кого-то посадить, чтобы, наконец, люди в чувство пришли.
Бужинский. К сожалению, единственное, что у нас, конечно, всё это чуть ли не золотое получается. А так, вывести из строя, так сказать, путём закладок наши такие ударные средства, типа противоспутникового оружия, не получится. У нас пять систем.
Соловьёв. А вот обрушить, например, телефонную связь.
Бужинский. Это да. Но если они начнут рушить нашу телефонную сеть, у нас есть и система А-235, у нас есть С-500, у нас есть МиГ-31Д с противоспутниковой ракетой, у нас есть лазерное оружие на космических платформах.