В каждой поездке в Питер непременно случается такой чуточку грустный момент... Хотя нет: не грустный, не буду так говорить. В каждой поездке в Питер непременно случается такой очень волнительный, трепетный момент... ну да, вы уже поняли: когда нам приходит время расставаться. Но это нормально: мы же с Питером друзья, и значит, «за расставаньем будет встреча», тут лучше и не скажешь. Мы же обязательно встретимся снова, это совершенно точно! Ведь такого еще никогда не случалось, чтобы однажды я снова не вернулся. Значит, скоро я вернусь обязательно!
Как правильно прощаться с Петербургом? О, тут у меня есть свой собственный рецепт, своя программа действий! Не буду прям «рекомендовать» и следовать этой схеме «по пунктам», но если что – возьмите на заметку.
Для начала нужно немножко запастись временем перед поездом. Мой поезд почти всегда уходит с Московского вокзала, и в данном случае реализовать такой план проще всего. Заранее заехать на вокзал, оставить сумку и отправиться налегке... Вот говорят: «Долгие проводы – лишние слёзы», но у меня (у нас) с Питером всё ровно наоборот. Лучше еще раз прогуляться по городу. Отъехать от вокзала куда-нибудь, а потом снова прийти пешком. По какому-нибудь хорошо знакомому маршруту.
Нет, правда: это будет совсем не грустная прогулка, даже наоборот! Обязательно что-нибудь интересное случится, и что-нибудь доброе вспомнится! Это же Питер: здесь нельзя без добрых приключений.
За что я люблю Питер? Да просто за то, что он есть. За то, что он существует в Природе. За то, что Питер однажды случился в моей жизни, и вот теперь «не отпускает» в самом лучшем смысле уже много лет.
Мой Питер – это Вселенная, опять же в восходящем значении. Вселенная ведь бесконечна, и чем больше мы про неё узнаем – тем больше открывается того, что еще предстоит узнать. Ну вот и у меня с Питером так же: чем больше узнаешь – тем больше хочется увидеть и узнать еще. И «До свидания, Питер!» я говорю не с грустью, а именно что с радостью от предвкушения новых встреч и открытий.
Да, вот так идешь к Московскому вокзалу, и вспоминаешь, что интересного произошло, случилось и открылось в этот раз. А потом вдруг вспоминается что-то очень давнее, и с восторгом! О, а вот в том магазине на Лиговском мы однажды познакомились с совершенно чудесным гражданином! Слушайте, он ведь нам за полчаса (и всего за несколько глотков) рассказал всю историю Серебряного века... О, а вот здесь на Староневском тётя-кондукторша в автобусе однажды буквально спасла меня снежным зимним вечером... а то бы реально замёрз... Но зато – почти сразу затем открыл для себя Большую Охту...
Или идешь и думаешь так: ах, что-то я давно не видел Александровский сад на Петроградской в августе... а ведь действительно: ах, как же ему к лицу именно Август! Всё, решено: значит, следующий раз в августе, и первым же делом – в Александровский парк на Петроградской стороне! Так что «До свидания, Питер!» – это очень, очень временно, вот же уже и тема для новой встречи появилась.
Как именно лучше всего идти к Московскому вокзалу? Может, по Невскому? Невский – это классика, конечно. Да, наверное, сегодня именно по Невскому. Хотя...
Мой Питер – это Настроение. С большой буквы. Всегда разное, но всегда хорошее. Ведь Питер – это очень добрая Вселенная.
Или доехать до Сенной, и потом, петляя, по «Петербургу Достоевского»? О, однажды я открыл его для себя: слушайте, ведь у меня как раз так и случилось! Сначала мне открылся «Петербург Достоевского», а уже потом – и сам Фёдор Михайлович, вот такая вот история. И в конце – обязательно перейти Лиговский проспект по «говорящему» пешеходному переходу, я просто обожаю эту питерскую «фишку» с «говорящими» переходами: «Переход через Лиговский проспект разрешен!» До свидания, Питер! Я обязательно вернусь хотя бы для того, чтобы снова это услышать.
Или через «Литературный квартал» Литейного проспекта? Ведь он такой и есть, и тоже однажды «открылся». Литейный и его улицы. Пушкин и Некрасов, Маяковский и обожаемый Даниил Хармс, дом Иосифа Бродского на самом Литейном и пивной ларек Сергея Довлатова на углу Моховой и Белинского... и тогда уже выйти к Московскому вокзалу или по улице Восстания, или же «Иду я по прохладной мостовой – Надеждинской, а ныне Маяковской...»
А, или сегодня настроение доехать до Смольного собора, мы же тоже давно не виделись! Обожаю Смольный собор, невероятный, чудесный, даже почти мистический – особенно если идти к нему по Шпалерной улице и смотреть, смотреть, как купол Собора буквально взлетает в самое Небо... А потом – по Суворовскому проспекту, и считать Советские улицы. Замечательный путь.
А может – по Старому Невскому? Выйти на площади, полюбоваться и мостом Александра Невского, и «прекрасным как Охтинский мост», но ведь это собственно прекрасный Охтинский мост и есть! И дальше уже – именно по Староневскому, который на самом деле тоже Невский проспект, и ничуть не хуже «молодого».
Нет, все-таки именно сегодня – классика, Невский проспект. От канала Грибоедова мимо Гостинки. Постоять на перекрестке с Садовой, если сразу выкатится с Садовой трамвай – это к удаче. И ведь выкатывается почти сразу, я обожаю питерские трамваи!
Потом – «Катькин садик»: кажется, это самый первый такой «питерский топоним», который я узнал. Фонтанка и Аничков мост: здесь обязательно бросить монетку в воду, я всегда бросаю монетку именно в Фонтанку, чтобы вернуться. «До свидания, Питер!» – и всегда возвращаюсь.
Свернуть на улицу Рубинштейна и дойти до Рок-клуба: Питер для меня – это ведь и город Майка Науменко и Виктора Цоя, так что сворачиваю обязательно. И постоять у «Сайгона» на углу с Владимирским, «Сайгона», конечно, давно нет – «Но мы-то помним!»
И вот уже – площадь Восстания. Но теперь мне совсем не грустно. «До свидания, Питер!» – но это же именно «до – свидания!» Мы обязательно встретимся. И я снова выйду на площадь, глубоко вдохну несколько раз, это же та самая «типично питерская атмосфера», за которую Питер мы особенно любим. Когда это случится? Не знаю, скоро или нет, но знаю точно: это случится обязательно.
До свидания, Питер! Погрустим, но совсем чуточку.
Мы же обязательно встретимся снова. И это главное.