В 1896 году Александр Глазунов получает от дирекции Императорских театров заказ на создание музыки к балету "Раймонда". В это же время он ведёт работы по созданию Шестой симфонии. И это приводит к тому, что как замечают музыковеды, балет пронизан образами симфонического развития. Сценарный план принадлежал Мариусу Петипа, который предъявлял особые требования к музыке, ведь именно Петипа предстояло ставить балет на сцене как хореографу.
Первоначальное либретто, написанное русско-французской писательницей Л. Пашковой, сотрудничавшей с парижской газетой "Фигаро" и имеющей широкие связи, позволяющие получать заказы и на балетные сценарии, несколько раз переделывалось и уточнялось самим Петипа. Премьера балета состоялась в январе 1898 года в Мариинском театре, а ещё через два года балет увидели в Москве, постановщиком выступил А.Горский,сохранив хореографию Петипа. И лишь спустя восемь лет, в 1908 году Горский попытался создать новую версию балета. И что же это за история, жизнь которой перевалила за век, но хореографы и артисты с надеждой и радостью берутся за очередную постановку?
Стилизация под рыцарскую легенду. Благородная Раймонда ждёт из дальнего похода своего жениха, рыцаря Жана де Бриена, но в замок со свитой приезжает восточный гость - сарацин Абдерахман. Абдерахман очарован Раймондой, он предлагает ей руку и сердце, но девушка отвечает отказом. Тогда пылкий Абдерахман предпринимает попытку похитить Раймонду. По законам жанра, должен появиться спаситель. И он появляется - возвращается Жан де Бриен, сражавшийся под знаменем венгерского короля Андрея. Спор между претендентами на руку Раймонды решается в поединке. Жан де Бриен побеждает, и начинается свадебный пир.
Сюжет слабоват, но музыка и хореография делают это произведение одной из признанных вершин балетного искусства.
Андрис Лиепа хореограф-постановщик "Раймонды" театра Кремлёвский балет, знакомый с версиями разных хореографов, взяв за основу хореографию Петипа и Горского, постарался включить в постановку наиболее интересные находки Юрия Григоровича, Джорджа Баланчина, Рудольфа Нуриева. При этом структура трехактового действия подверглась некоторому сокращению, представление стало двухактовым, но все главные события зритель видит на сцене. Мне действительно интересно, что же осталось за кадром, какие сцены и мелодии подверглись купированию, но для этого надо где-то увидеть четырёхчасовой вариант постановки (говорят, что был и такой).
Роскошные костюмы и декорации созданы для премьеры Вячеславом Окуневым. Гигантские гобелены-шпалеры, напрямую указывают на средневековую Францию, место, где происходит действие. На заднике появляются изображения замка, а порой сцена сама превращается в зал такого замка.
Чудесные молодые артисты балета заняты в главных ролях. Нежной и прекрасной Раймондой стала Алина Липчук. Её жениха отважного и верного Жана де Бриена исполнил Даниил Росланов. Горячим и страстным сарацином Абдерахманом выступил Эдгар Егиазарян.
Балет - это синтез визуального и музыкального. За музыку отвечал Симфонический оркестр радио "Орфей" под управлением Сергея Кондрашова.
Спектакль будет идти не часто, чтобы зритель мог соскучиться. Мне вот уже сейчас хочется повторить просмотр, но до 24 октября можно посмотреть видеозаписи других постановок Раймонды, чтобы глубже понять сходство и разницу в хореографии, сценарных ходах, нюансах актерского воплощения.
И конечно, билеты на такое красивое представление могут стать отличным подарком вашим друзьям и близким.