Дорогие читатели и гости данного блога!
Мы продолжаем наши виртуальные путешествия по городам и весям нашей страны, и сегодня нам предстоит отправиться за 130 километров от Москвы, в Калужскую область, в небольшой, но весьма уютный городок со звучным названием Таруса. Таруса – типично русский город, со спокойным, неспешным укладом провинциальной жизни, историческим центром, состоящим из нескольких улиц вокруг увенчанной собором базарной площади, разросшимся частным сектором и живописными пейзажами Центральной России, открывающимися с высоких берегов Оки. На первый взгляд как будто бы все как везде. Однако, стоит лишь присмотреться и копнуть чуть глубже, как выяснятся, что в последние годы Тарусу буквально захлестнула волна внутреннего туризма, а этот небольшой городок обзавелся неофициальным титулом одного из главных «Литературных городов России». Как же так вышло? Давайте разбираться.
Основанная еще в XIII веке Таруса долгое время оставалась неприметным, заурядным городком на несколько сотен жителей. Не было здесь ни крупных промышленных предприятий, ни известных на всю округу промыслов, ни шумных, разухабистых ярмарок. И даже военно-стратегическое значение этого города-крепости, изначально игравшего значимую роль во времена противостояния с монголо-татарами и литовцами, постепенно сошло на нет, и место Тарусы в этом отношении занял соседний Алексин. И без того удаленная от ключевых торговых маршрутов и развивающаяся крайне медленными темпами Таруса с большим трудом и огромными потерями перенесла эпидемию чумы в XVII веке и разрушительный пожар столетие спустя. Одним словом, дела у Тарусы шли ни шатко ни валко, но ситуация начала меняться в конце XIX века.
Благодаря своей живописности, умиротворяющей атмосфере, спокойному, полудеревенскому укладу жизни Таруса становится популярным местом отдыха и источником вдохновения для многих деятелей искусства, в первую очередь живописцев, и представителей творческой интеллигенции. В Тарусе и ее окрестностях поселяются художники Василий Поленов, Виктор Борисов-Мусатов, Николай Крымов, Василий Ватагин и ряд других. Великолепные окские пейзажи и тихие городские улочки с приземистыми домами ложатся в основу сюжетов многих живописных шедевров своего времени.
Таруса довольно быстро обретает славу города художников, но, как ни странно, продлилась она недолго, ведь уже спустя несколько десятилетий, начиная с 1930-х годов, Тарусу накрывает новая волна «эмиграции», на сей раз литературной. Центральной ее фигурой становится Константин Паустовский, купивший на окраине Тарусы домик, всем сердцем полюбивший этот город, восхвалявший его в своих произведениях и всячески пытавшийся привлечь к нему общественное внимание. Кроме того, в Тарусе регулярно с раннего детства бывала Марина Цветаева, семья которой каждое лето снимала в городе дом. Находясь в эмиграции, Цветаева также нередко вспоминала о Тарусе, а возвратившись спустя годы, побывала здесь вновь.
Начиная с середины XX века, Таруса постепенно преображается и становится популярным курортным местом и даже своеобразной творческой мастерской для многих писателей, поэтов и переводчиков. Сам Паустовский принимает здесь многочисленных коллег, создает литературное объединение и проводит регулярные заседания редколлегий. Кроме этого, расположенная за 101-м километром Таруса становится любимым пристанищем диссидентов: здесь нередко бывали Бродский, Гинзбург и Солженицын. Разумеется, в перестроечные 80-е и лихие 90-е город приходит в упадок, но спустя время словно птица Феникс вновь восстает из пепла и по-настоящему расцветает. И причиной произошедших [а, впрочем, и продолжающих происходить по сей день] перемен становится бурное развитие туризма.
В Тарусе открывается несколько музеев, создается ряд экскурсионных маршрутов, благоустраивается центр города, начинают проводиться фестивали, литературные чтения и мастер-классы, постепенно улучшается транспортная и туристическая инфраструктуры. Дошло до того, что ежегодное число туристов, посещающих 10-тысячную Тарусу, в 15(!) раз превышает число местных жителей. Для сравнения, каждый год в 13-миллионную Москву приезжают «всего» 25 миллионов туристов, то есть вдвое больше. Сегодня в Тарусе работает туристическо-информационный центр, а по всему центру города висят туристические карты с отмеченными достопримечательностями, отелями, заведениями общепита и прочими точками притяжения.
По количеству точек на карте может сложиться ошибочное впечатление о размерах города. На самом деле он исключительно мал, особенно его историческая часть. Скорее, велика концентрация представляющих интерес объектов. А еще в Тарусе на удивление абсолютно не наблюдается каких-то многомиллиардных денежных вливаний, город не обложен плиткой и не отреставрирован до неузнаваемости. Все здесь выглядит довольно просто, без излишней парадности, но в то же время довольно мило и уютно.
Прямо в центре города, в двух шагах от главной площади, расположен небольшой стихийный рынок, где бабули торгуют овощами и зеленью с собственных грядок, а еще всевозможными соленьями и вареньями. Смотрится это крайне душевно.
Несколько лет тому назад события, происходящие в Тарусе, прогремели почти что на всю страну. Местные депутаты решили вернуть 16 улицам в центре города их исторические названия взамен тех, что были присвоены им при советской власти. Площадь Ленина вновь сделать Соборной, улицу Карла Маркса – Полевой, а Карла Либкнехта – Тарусской. Улицу Розы Люксембург так и вовсе хотели переименовать в улицу Розы. В городе разгорелась целая общественная дискуссия с митингами, скандалами и пересудами, по итогам которой было решено оставить все как есть. Разве что в качестве компромиссного варианта на тарусских улицах повесили ряд декоративных табличек с их бывшими названиями.
Но вернемся к теме туризма. По крайней мере насчет необходимости его дальнейшего развития споров в Тарусе, похоже, не возникает. Так, в небольшом по размерам центре города расположено без малого десяток гостиниц, и я не удивлюсь, если все они заполнены в сезон.
Помимо этого здесь чуть ли не в каждом втором здании открыты всевозможные кафе, рестораны, пекарни и кофейни. Не в каждом крупном российском городе или даже административном центре можно увидеть такую картину. А здесь пожалуйста.
В двух шагах от центральной площади находится блошиный рынок, где продается поистине огромное количество вещей из разряда «ретро» и даже антиквариата.
Неподалеку − магазин с товарами для сада и огорода, благодаря которому небольшой участок улицы в прямом смысле заиграл яркими красками.
В борьбе за покупателя из числа гостей города некоторые магазины даже начинают прибегать к методам недобросовестной конкуренции, например, использовать котиков в качестве рекламных лиц мордочек своих торговых точек:) Шучу. Хотя в моем случае данный прием сработал.
Единственное, чем неприятно удивила Таруса, так это огромное количество неубранного мусора. Обычно я такое не фотографирую. Ну, мало ли как бывает, насорили, не успели убрать. В конце концов дело было в воскресенье, в первой половине дня. Но в Тарусе подобное положение мусорных дел прослеживается по всему центру. На первый раз можно списать на какое-то ЧП и исключение из правил, но, если мне доведется побывать в этом городе вновь, первым делом снова обращу внимание на ситуацию с мусором.
В остальном же сам городок вполне уютен и приятен для прогулок. Исторический центр здесь совсем небольшой, и чтобы обойти буквально каждый закоулок, понадобится не больше часа. Если же планировать еще и посещение музеев, отдых на Оке и выезд за город (для чего есть как минимум одна веская причина), то на поездку в Тарусу смело можно закладывать целые выходные.
А еще все дороги Тарусы рано или поздно приводят на городскую набережную. Она здесь двухуровневая: сверху находится парк, снизу – прогулочные дорожки, пристань и пляж. В этом месте Таруса очень напоминает Константиново. Расстояние между этими населенными пунктами чуть более полутора сотен километров, но и одно, и другое место расположены на высоких берегах Оки, откуда открываются живописные виды на окрестности.
А еще оба места имеют богатую литературную славу. И если Константиново связано исключительно с именем Сергея Есенина, то Таруса так и вовсе носит почетное звание «Литературного города России». Здесь в разное время проживали и бывали в гостях многие писатели, художники и другие деятели искусства. Среди них: Марина Цветаева, Константин Паустовский, Белла Ахмадулина, Николай Заболоцкий, Виктор Борисов-Мусатов, Василий Поленов, Булат Окуджава, Иосиф Бродский и другие.
И именно первым трем в парке на набережной Тарусы за последние годы были установлены памятники. Первой в 2006 году появилась бронзовая скульптура Марины Цветаевой. Будущая поэтесса с ранних лет часто бывало в Тарусе. Сюда на лето приезжала ее семья. О Тарусе Цветаева вспоминала, находясь в эмиграции, нередко упоминала ее в своих стихотворениях. Считается, что Таруса была не только любимым русским городом поэтессы и местом отдыха, но и одним из главных источников вдохновения. Цветаева хотела быть похороненной на высоком берегу Оки в Тарусе, но вопреки воле поэтессу похоронили в Елабуге, там, где прошли ее последние дни, а в Тарусе в итоге был установлен кенотаф, памятный камень с надписью «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».
Спустя 6 лет, в 2012 году, в Тарусе, все там же, на высоком берегу Оки, появился еще один памятник прославленному отечественному писателю, составителю альманаха «Тарусские страницы» – Константину Паустовскому. Открытие монумента было приурочено к 120-летию со дня рождения писателя. Паустовский долгие годы жил в Тарусе, занимался творческой деятельностью, а также лично принимал участие в благоустройстве города. Паустовский писал о Тарусе:
«Я не променяю среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску – на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу»
И наконец в 2013 году на верхней набережной Оки, аккурат между памятниками Цветаевой и Паустовскому, был открыт третий литературный монумент Тарусы, посвященный Белле Ахмадулиной. Российская и советская поэтесса любила отдыхать в Тарусе и даже называла этот город своей музой. Впервые в Тарусу Ахмадулину привез ее супруг, художник Борис Мессерер, и он же является автором эскизов, на основе которых был выполнен памятник.
Все три монумента расположены практически в прямой видимости друг от друга, вдоль прогулочной аллеи на высоком берегу Оки. Здесь действительно весьма и весьма живописно, а открывающиеся пейзажи, свойственные Средней полосе России, кажется, просто не могут не вдохновлять на создание новых произведений искусства, будь то поэзия, проза или живопись... А вот спустившись вниз к реке, можно отправиться на городской пляж, взять на прокат лодку или сап либо сесть в один из быстроходных катеров, пришвартованных у берега.
Конечно же, то, почему на окских берегах Тарусы так много катеров и куда они отвозят гостей города, является в своем роде секретом Полишинеля. Да и к тому же достаточно просто взглянуть на карту тарусских окрестностей, обратив особое внимание на противоположный берег реки, чтобы понять, какой именно объект привлекает гостей города. Но я все же позволю себе сохранить немного интриги, чтобы уже совсем скоро вернуться к данной теме и подробно раскрыть ее.
Мы же под занавес нашей прогулки по городу переместимся на дальнюю окраину Тарусы, где сегодня расположено Старое городское кладбище. Все дело в том, что находится оно на месте бывшего укрепленного городища, возникшего еще в конце X века и в начале XIII века преобразованного в город. В память о приданиях столь глубокой старины год назад на этом месте был установлен памятный знак в узнаваемом «древнерусском стиле», напоминающий крепостную башню, на котором среди прочего указана и дата основания Тарусы – 1246 год.
Впрочем, есть повод проследовать вглубь территории кладбища, ведь именно там расположена могила Константина Паустовского, классика отечественной литературы. Паустовский жил на два дома, в Москве и Тарусе, а в 1967 году стал первым жителем этого городка в Калужской области, удостоенным звания «Почетного гражданина». Быть похороненным здесь являлось частью завещания писателя. И даже удивительно то, насколько скромно и аскетично выглядит его могила.
А в двух шагах расположена могила Ариадны Эфрон, дочери Марины Цветаевой и Сергея Эфрона. Ариадна Эфрон была переводчицей стихов и прозы, искусствоведом и поэтессой, а еще человеком весьма непростой, трагической судьбы, пережившей множество страданий и испытаний...
На этом наша виртуальная экскурсия по Тарусе подошла к завершению. Несмотря на свои скромные размеры, этот приокский городок может похвастаться большим количеством достопримечательностей и различных точек притяжения, он развивается, идя в ногу со временем, и привлекает множество туристов. С одной стороны, здесь как будто бы нет ровным счетом ничего сверхъестественного, с другой – прогулка по городу оставляет весьма приятные впечатления. Если бы все небольшие городки в нашей стране выглядели бы столь же ухоженно и опрятно, то и развитие внутреннего туризма наверняка происходило бы куда более стремительными темпами.
P.S. А еще тем, кто отправится в Тарусу на машине со стороны Серпухова, я могу порекомендовать заглянуть по пути в деревню Юрятино, где на берегу реки Протвы расположена бывшая мельница, построенная в конце XVIII века. Пятиэтажное здание из красного кирпича является настоящей доминантой этих мест и заметно еще издали. Увы, на сегодняшний день бывшая мельница по сути представляет собой руины, и в отсутствие охранного статуса ее состояние год от года лишь продолжает ухудшаться
При этом мельница является довольно популярным объектом и постоянно привлекает любителей разного рода неформальных достопримечательностей и заброшенных зданий. Вот только довольны подобной популярностью далеко не все. Так, местные жители перегородили два кротчайших проезда, ведущих к мельнице между частных владений. Так что съезжать к ней нужно заранее и затем двигаться по грунтовой дороге либо оставить машину на главной деревенской улице, после чего пройти 200 метров пешком.
Мельница, кстати, расположена в довольно живописном месте, близ шумного порога на Протве, над котором перекинут пешеходный мост, ведущий из Юрятино в подмосковный город Протвино.
Протвинские многоэтажки отсюда прекрасно видны на горизонте. Как и ряд других российских наукоградов, Протвино находится фактически посреди леса. Должно быть, считается, что единение с природой способствует появлению новых научных открытий и технических достижений. Впрочем, это уже совсем другая история...
И на этом о Тарусе на сегодня все. Спасибо, что дочитали. Надеюсь, было интересно!
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи о самых интересных местах в Москве, России и за рубежом.