Найти тему
спартак кравченко

Клинический случай лечения менингиомы у кота.

Новообразования головного мозга у кошек не такая уж и редкая патология, встречается с частотой 0,0035% в целом и составляют 2,2% от всех опухолей.

Опухоли головного мозга у кошек представлены самыми различными типами, но лидирующим видом является (56–69%) берущее начало из менингеальной оболочки, эти опухоли обладают медленным ростом и поздним временем манифестации симптомов. Большинство больных кошек старше 10 лет. После хирургического лечения среднее время выживаемости при внутричерепной менингиоме у кошек составляет 485–810 дней. А 6-месячная выживаемость 71%, 12-месячная выживаемость 66% и 2-летняя выживаемость 50%. (https://vsso.org/brain-tumors-feline) При этом среднее время выживания без операции составляет 18 дней. Кошки способны долго маскировать симптомы новообразования головного мозга и первыми признаками заболевания, которое чаще всего отмечают владельцы, являются развившиеся судороги. Таким пациентам после стабилизации состояния проводиться МРТ головного мозга, которое выявляет новообразование.

Единственным эффективным способом лечения менингиом является хирургическое лечение, позволяет кошке вернутся к обычной жизни.

В данной статье я хочу рассказать вам историю одного моего пациента.

Кот, породы мейн кун, поступил в клинку по причине приступов судорог за сутки не менее 10 эпизодов, во время приступа он был без сознания, текли слюни и мог обмочиться. Были проведены мероприятия по стабилизации пациента, противосудорожные препараты, первичная диагностика. После стабилизации состояния проведено МРТ головного мозга. На томограммах обнаружилось объемное образование в левой височной доле, активно накапливающее контраст, с выраженным отеком вокруг.

МРТ
МРТ
МРТ
МРТ
МРТ
МРТ

Хирургический доступ.

Хирургический подход состоял из полукруглого пара - сагиттального разреза кожи и подкожной фасции , далее в стандартной методике ростро-тенториального доступа рекомендовано дорсальное отсечение височной мышцы и вентральная элевации и в случае глубоко расположенной точки доступа еще и продольный разрез височной мышцы электрокоагулятором .В нашем случае точка доступа к месту опухоли была расположена ростро-дорсально от отверстия наружного слухового прохода и при стандартном доступе это бы создало эффект «колодца» , поэтому было принято решение доступа вентрально, с аккуратной препаровкой по межмышечным пространствам с контролем расположенного в этой области лицевого нерва.

Разрез кожи и подкожной фасции
Разрез кожи и подкожной фасции
Анатомия мышц головы
Анатомия мышц головы
Анатомия мышц головы
Анатомия мышц головы

После разреза поверхностной фасции рассекаются мышцы управляющие ухом и верхним веком (длинный подниматель ушной раковины, латеральный подниматель верхнего века, верхняя ушная мышца, длинный и короткий абдуктор ушной раковины, большая скуловая мышца, вентральный аддуктор ушной раковины, лобно-ушная мышца) большую часть этих мышц сложно дифференцировать в ране, разрез идет дугообразно и медиально от ушной раковины. Кранио-медиально был рассечен щиток, после этого ушная раковина была отведена латерально. Полностью обнажилась височная мышца. Далее тупой препаровкой по вентральному краю височной мышцы, до обнажения костей черепа и отделение при помощи распатора от височной кости с установкой ретракторов Гельпи.

Линия отделения височной мышцы
Линия отделения височной мышцы
-9

После установки раневых расширителей проводилось удаление кости при помощи бура до твердой мозговой оболочки с постоянным орошением физиологическим раствором для недопущения перегрева кости. Расширение операционного поля - при помощи костных кусачек для получения костного окна на 0,5 см больше предполагаемой опухоли. Проводилась дуротомия-рассечение твердой мозговой оболочки по периметру опухоли, что позволило визуализировать опухоль голубовато-серого цвета, отличную от тканей, и удалить вместе с прилежащей твердой мозговой оболочкой. Удаление опухоли проводилось «вылущиванием» опухоли ложкой Фолькмана, кровотечение контролировалось при помощи гемостатической губки. Дефект твердой мозговой оболочки ничем не протезировался, как и дефект в черепе, височные мышца возвращалась на место, ушивалась подкожная фасция и кожа.

Была установлена эзофагостомическая трубка для осуществления кормления в послеоперационный период, пациент был передан в стационар для дальнейшего ухода. Через 3 дня он был передан владельцам в стабильном состоянии. Через неделю при удалении эзофагостомической трубки, он был активный, отзывчивый, без видимых нарушении походки. Область расположения эзофагостомической трубки воспалилась, были назначены местные обработки. Через 7 дней во время снятия швов, животное полностью восстановилось и не показывало никакого видимого неврологического дефицита.

Доступ к опухоли
Доступ к опухоли
Удаление кости буром
Удаление кости буром
Закрытие операционной раны.
Закрытие операционной раны.
Удаленная опухоль
Удаленная опухоль