2 декабря 1790 года. Ранним утром, в расположение русских войск осаждающих Измаил прибыли два невзрачных всадника. Солдаты не сразу разгадали в одном из этих всадников уже прославленного графа Суворова. С батарей раздалась приветственная пальба. Все, от простого солдата до генералов, верили в этого 60-летнего старика, вся жизнь которого состояла из ряда вон выходящих побед.
В ночь на 7 декабря, демонстративно, началось возведение осадных батарей. Этим Суворов хотел показать туркам, что будет вести осаду по всем правилам общепринятой военной науки. Но мы то все прекрасно знаем, что главным его оружием всегда была внезапность.
Еще 1 декабря Суворов получил приказ доставить сераскиру Измаила Мехмет-паше письмо от фельдмаршала Потемкина. Суворов выполнил приказ, добавив к письму свою записку следующего содержания:
Сераскиру, старшинам и всему обществу: я с войсками сюда прибыл. 24 часа на размышление для сдачи и воля, первые мои выстрелы уже неволя, штурм - смерть. Чего оставляю вам на рассмотрение.
Один из турецких офицеров, принимая письма, сказал посыльному слова, ставшие впоследствии легендарными.
Скорее Дунай остановится в своем течении и небо рушится на землю, чем сдастся Измаил.
10 декабря русские орудийные батареи открыли огонь по Измаилу. Одновременно поле боя огласил рев 600 орудий. Артподготовка длилась практически сутки, и закончилась за 2,5 часа до начала штурма.
В 3 часа ночи 11 декабря 1790 года в небо взмылась первая сигнальная ракета. Этим был дан сигнал русским солдатам покинуть лагерь и начать перестраиваться в колонны. В 5:30 колонны пошли на приступ. Наступавших встретил огонь 250 турецких орудий.
Первой к крепости подошла 2-я колонна генерала Ласси. не доходя до рва около ста шагов Ласси, по совету принца де Линя, повел колонну не к воротам, как того требовала диспозиция, а к бастиону Мустафа-паши. Этот маневр позволил избежать угрозы оказаться под перекрестным огнем. Подойдя ко рву Ласси приказал егерям секунд-майора Неклюдова своим огнем прикрыть идущих на штурм солдат. Под прикрытием их огня прапорщик лейб-гвардии Измайловского полка князь Гагарин со своими солдатами, приставив штурмовые лестницы, начали взбираться на вал. Под градом неприятельских пуль, к 6 утра, егеря Ласси овладели валом на своем участке.
Несмотря на успех, колонна Ласси попала в крайне тяжелое положение. Боковые 1-я и 2-я колонны еще не успели занять вал на своих участках. Турки, воспользовавшись этим, со всех сторон атаковали 2-ю колонну. Кроме большого числа убитых и раненных, был тяжело ранен секунд-майор Неклюдов. Князю Гагарину удалось собрать рассеявшихся егерей в единый кулак и атаковать контратакующих турок. Остановив наступление врага, Гагарин соединился с главными силами Ласси.
В то время, как солдаты 2-й колонны пытались удержаться на валу, 1-я колонна генерала Львова только подходила ко рву. Наполнив широкий ров фашинами и перейдя его, солдаты Львова уперлись в каменный палисад. Обойти его можно было лишь передвигаясь поодиночке, что отнимало много времени. А его-то как раз и не было. Тогда Львов первым перемахнул через палисад, увлекая за собой своих солдат.
Но на этом злоключения 1-й колонны не закончились. Пройдя палисад солдаты оказались на краю еще одного рва, преодолевать который пришлось под плотным картечным огнем неприятеля.Преодолев и это препятствие, колонна генерала Львова, изрядно потрепанная, была атакована большой массой турецких солдат, бросившихся с саблями в рукопашную. Встречать их пришлось встречной штыковой атакой.
Многие участники тех событий отмечали особый героизм Апшеронского и Фанагорийского пехотных полков, говоря, что те "дрались как львы". Не имея достаточных сил для штурма каменного бастиона, солдаты этих полков обошли его у самого основания крепостной стены . Не остановил их и огонь трех сотен турок, пытавшихся закидать наступающих гранатами. Во время штурма ранения получили генерал Львов и командир Апшеронского полка князь Лобанов-Ростовский. Вместо раненного Львова командование над колонной принял полковник Золотухин. При штурме Бросских ворот Золотухин, лично, возглавил штыковую атаку, выбил противника от ворот, и не сбавляя напора, прошел до хотинских ворот.
В результате слаженных действий, силы 1-й и 2-й колонны соединились. Отворив Хотинские ворота, Золотухин дал возможность ввести в бой русскую кавалерию.
Продолжение следует...
Подписывайтесь на мой канал в Телеграм. Там вы найдете массу уникальных и увлекательных публикаций, которых нет на моем канале на Дзен.
Все части штурма Измаила: