Найти в Дзене

Таких одномоментных потерь не было даже во время Великой Отечественной. "Адмиральский перегруз"

В начале февраля 1981 года в центральных газетах Советского Союза был опубликован некролог памяти адмирала Э.Н.Спиридонова. Казалось бы - ну, все мы смертны, ничего тут не поделаешь, хотя адмиралу на момент смерти было всего 55 лет. Но главное, на что было обращено внимание - адмирал погиб в авиационной катастрофе. Авиационные катастрофы, увы, но иногда случаются. Правда, во времена Советского Союза такие происшествия чаще держались в секрете - чтобы не поднимать паники среди населения.
Но в этот раз, как говорит народная мудрость - "шила в мешке было не утаить". Дело в том, что каждая авиационная - это страшная трагедия без всякого сомнения. Но случившееся 7 февраля 1981 года нанесло просто колоссальный удар по Военно-Морскому Флоту СССР!
Вот, как говорил об этом ЧП Рудольф Александрович Голосов, вице-адмирал в отставке, Герой Советского Союза - "Даже во время Великой Отечественной войны не было такого случая, чтобы в одночасье погибало все командование флота. Не стало опытнейших

В начале февраля 1981 года в центральных газетах Советского Союза был опубликован некролог памяти адмирала Э.Н.Спиридонова. Казалось бы - ну, все мы смертны, ничего тут не поделаешь, хотя адмиралу на момент смерти было всего 55 лет. Но главное, на что было обращено внимание - адмирал погиб в авиационной катастрофе.

Источник - https://marxism-leninism.info/paper/pravda_1981_41-11016
Источник - https://marxism-leninism.info/paper/pravda_1981_41-11016

Авиационные катастрофы, увы, но иногда случаются. Правда, во времена Советского Союза такие происшествия чаще держались в секрете - чтобы не поднимать паники среди населения.
Но в этот раз, как говорит народная мудрость -
"шила в мешке было не утаить". Дело в том, что каждая авиационная - это страшная трагедия без всякого сомнения. Но случившееся 7 февраля 1981 года нанесло просто колоссальный удар по Военно-Морскому Флоту СССР!
Вот, как говорил об этом ЧП
Рудольф Александрович Голосов, вице-адмирал в отставке, Герой Советского Союза -

"Даже во время Великой Отечественной войны не было такого случая, чтобы в одночасье погибало все командование флота. Не стало опытнейших офицеров, непросто оказалось найти им замену. Думаю, катастрофа во многом изменила судьбу флота"
Р.А.Голосов (1927-2022). Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Golosov_Rudolph.jpg
Р.А.Голосов (1927-2022). Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Golosov_Rudolph.jpg

Кстати, Голосов сам тоже должен был находиться в разбившемся самолете. Но буквально незадолго до вылета борта отпросился у командующего флотом и улетел в Североморск, чтобы коротко навестить родных.

А погибшее командование флота, о котором говорил Голосов - это о командовании Тихоокеанского Флота (сокращенно ТОФ).

Что произошло? 7 февраля 1981 года самолет Ту-104А командующего Тихоокеанским Флотом адмирала Спиридонова возвращался с ежегодного оперативно-мобилизационного сбора (штабных учений), в котором принимало участие руководство всех флотов Советского Союза.

Самолет Ту-104А. Катастрофа борта №  42332 с командованием ТОФ стала 23-й и последней для данной модели. После этого все Ту-104 были сняты с эксплуатации. Источник - https://journal.morpolit.ru/sergej-smolyannikov-dazhe-tridcat-let/
Самолет Ту-104А. Катастрофа борта № 42332 с командованием ТОФ стала 23-й и последней для данной модели. После этого все Ту-104 были сняты с эксплуатации. Источник - https://journal.morpolit.ru/sergej-smolyannikov-dazhe-tridcat-let/

Лететь должны были рейсом из Пушкина (Ленинградская область) во Владивосток. На борту находились сам адмирал Спиридонов, командующий авиацией флота генерал-лейтенант Георгий Павлов, другие высокопоставленные командиры флота - всего 52 человека. В том числе 16 адмиралов и генералов, 11 капитанов 1-го ранга.
Среди пассажиров были супруга адмирала Спиридонова
Валентина и жена первого секретаря Приморского крайкома КПСС Тамара Ломакина.

Произошедшее было не просто катастрофой. В одно мгновение Тихоокеанский Флот потерял практически все свое руководство, оказался обезглавленным. Такого масштаба трагедии, как верно заметил вице-адмирал Голосов, не было даже во времена Великой Отечественной. Естественно, информация сразу была засекречена, к примеру, родственники погибших в авиакатастрофе получили официальные документы об их гибели только в 1997 году!

Некролог адмиралу Спиридонову был опубликован в газете "Правда" 10 февраля 1981 года, в статье скан приведен выше. А вот по другим погибшим они стали постепенно публиковаться на страницах газеты ТОФ "Боевая вахта" и в малотиражках флотилий. Информация была очень скупой.

Источник - https://journal.morpolit.ru/sergej-smolyannikov-dazhe-tridcat-let/
Источник - https://journal.morpolit.ru/sergej-smolyannikov-dazhe-tridcat-let/

Расследование летного происшествия с таким количеством жертв среди высшего комсостава ТОФ взял, как сейчас говорят - на личный контроль министр обороны Маршал Советского Союза Д.Ф.Устинов.

Были рассмотрены самые разные версии, включая даже такую, довольно редкую для тех времен СССР как теракт. Было высказано предположение, что это был спланированный взрыв самолета, намеренный, провокационный. Личный состав Тихоокеанского Флота был даже приведен в состояние повышенной боеготовности.

Официально в 16 часов 02 минуты по московскому времени Ту-104А начал набирать высоту. Но оторвавшись от земли всего метров на 50, самолет внезапно резко накренился вправо и упал. Последними словами, которые остались в магнитофонных записях, был крик штурмана - "Куда! Куда!!! Куда…" и срывающийся голос диспетчера - "Равняйте крен!!! Конец...".

Самолет упал практически на глазах готовившегося к вылету другого самолета - с командованием Балтийского Флота. Расстояния до места падения Ту-104А было чуть более 1,5 км и туда бросились бежать все, кто видел катастрофу своими глазами.
Но от падения самолета произошел взрыв и пожар, который долго не могли потушить - самолет был заправлен, больше 25 тонн керосина. По воспоминаниям очевидцев жар был такой, что близко подойти не было никакой возможности.

Проведенное расследование привело к неожиданным и удручающим фактам.

По поводу теракта подтверждения не подтвердилось. Экипаж был опытный, подготовлен на самом высоком уровне, командир - подполковник Анатолий Иванович Инюшин - пилот первого класса, налетал на самолете командующего более 11 лет.

А.И.Инюшин (1930-1981). Источник - http://www.geroi-vmf.ru/injushin_anatolij_ivanovich.html
А.И.Инюшин (1930-1981). Источник - http://www.geroi-vmf.ru/injushin_anatolij_ivanovich.html

Вот только, в ходе расследования стало известно, что не всегда полеты проходили в нормальных условиях.

Выяснилось, что незадолго до трагедии подполковник Инюшин обращался к командованию и в политотдел ВВС флота, чтобы как-то повлиять на нарушения, которые допускались в полетах начальствующим составом флота. Выступал с этим даже на партсобрании. Но к его обращению отнеслись, мягко говоря - "никак".

Как следствие, в тот самый злосчастный рейс самолет отправился чудовищно перегруженным. Во времена позднего СССР бичом всего был дефицит. На все при этом - продукты, одежда, обувь, мебель, бытовая техника и т.д. Но Ленинград, как известно, был на особом положении, офицеры и адмиралы ТОФ, оказавшись на сборах, были рады иметь возможность походить по магазинам города, так сказать - "затариться дефицитом".

В итоге в кормовом отсеке самолета все места занимали ящики с продуктами, коробки с различной бытовой техникой и электроникой. А еще мебель - югославские и чешские те самые "стенки". Кроме того, с прошедших учений везли сотни килограммов карт, схем и прочего. Все под соответствующим грифом, все было опечатано и находилось в больших (и тяжелых!) металлических сейфах!

А еще командование ТОФ сумело раздобыть в Ленинграде несколько тонн дефицитной тогда высококачественной типографской бумаги. Она была в больших и тяжеленных рулонах. В итоге не придумали ничего лучшего, как их тоже загрузить в самолет грузоподъемностью всего в 9 тонн коммерческой нагрузки.

Вот и получилось, как уже сказано выше, что самолет оказался перегруженным очень сильно. Пилоты вопрос об этом подняли (надо полагать, что по инстанции - перед командующим авиацией, что было логично), но разрешение на перегруз, как потом выяснили, дал лично командующий флотом адмирал Спиридонов. Раз так, то командир экипажа и не спорил - он заканчивал свою службу, до выхода в отставку оставалось два месяца. Если начальству надо - кто будет спорить?

Подполковник Инюшин с женой и внуками. Источник - http://www.geroi-vmf.ru/injushin_salnikov.html
Подполковник Инюшин с женой и внуками. Источник - http://www.geroi-vmf.ru/injushin_salnikov.html

Было установлено - центр общей массы оказался ближе к хвосту. Там все было завалено грузами - тяжеленными рулонами бумаги, мебелью в ящиках, электроника и т.д.! Такое размещение груза серьезно ухудшило аэродинамику самолета. А как летчики говорят - "Что неощутимо на земле, проявляется сразу после отрыва шасси от бетонки!".

Что случился большой перегруз было очевидным и для командующего авиацией флота генерал-лейтенанта авиации Георгия Викторовича Павлова и без слов со стороны экипажа. Но Павлов не стал спорить с командующим флотом и промолчал о перегрузе. Видимо, как всегда, надежда была на извечное русское "Авось".

Г.В.Павлов (1927-1981). Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/Павлов,_Георгий_Васильевич_(генерал-лейтенант)
Г.В.Павлов (1927-1981). Источник - https://ru.wikipedia.org/wiki/Павлов,_Георгий_Васильевич_(генерал-лейтенант)

Бывший командующий авиацией Балтийского Флот генерал-лейтенант авиации В.Н.Сокерин произвел в свое время примерные расчеты по загрузке Ту-104А ТОФ. Выходило, что вес всех пассажиров и экапажа был около 5 200 кг. Самолет мог взять на борт 9 000 кг, оставалось 3 800 кг на весь багаж. Но вместо этого загрузили больше 10 000 кг! В три раза больше допустимого! При этом основная часть находилась в хвосте.
А еще (ну, сейчас уже не узнать точно) перед взлетом кто-то из числа аэродромных сотрудников слышал - командующий ТОФ адмирал Спиридонов распорядился, чтобы в салоне в передней части он был только один. Все остальные ушли ближе к хвосту, что еще больше сказалось на центровке.

Могли летчики отказаться от перегруза, тем более, если разрешение на погрузку всего дал сам командующий флотом? Генерал-лейтенант авиации Сокерин утверждал, что нет, это вряд ли. Спорить с начальством, как известно - себе дороже. Вполне вероятно, что на пенсию командира отправили бы сразу со всем отсюда вытекающим. Это, как размышлял генерал Сокерин, в лучшем случае.

В этом трагическом вылете погибли все - и экипаж, и его высокопоставленные пассажиры. Повезло командованию Камчатской флотилии, которое ранее вылетело в Петропавловск-Камчатский на рейсовом самолете Аэрофлота. Повезло не попасть в Ту-104А упомянутому адмиралу Голосову, начальнику штаба ТОФ. Как написано в начале статьи, по разрешению адмирала Спиридонова Голосов улетел на самолете с командованием Северного Флота - проведать дочь, проживавшую в одном из северных гарнизонов.

Из документов проведенного расследования -

"Тип происшествия: катастрофа

Дата: 07 февраля 1981 г.
Страна: СССР
Место происшествия: Ленинградская область, окрестности военного аэродрома близ г. Пушкин
Тип ВС: Ту-104А
Регистрация ВС: СССР-42332
Авиакомпания: ВМС СССР

Описание: Самолет Ту-104А авиации ТОФ с высшим командованием Тихоокеанского флота, в том числе главкомом Э. Спиридоновым, направлявшийся с промежуточными посадками во Владивосток, разбился сразу после взлета с военного аэродрома «Пушкин».
Вскоре после отрыва, на высоте около 50 м, самолет вышел на критические углы атаки, потерял скорость, завалился вправо, с большим креном рухнул на землю, разрушился и сгорел. Погибли все находившиеся на борту. Расследованием установлено, что самолет был перегружен и имел заднюю центровку, выходящую за рамки допустимого диапазона.
Попав в условия умеренного сдвига ветра, неустойчивый самолет свалился".


Подполковник запаса Демин, бывший в 1981 году секретарем парторганизации авиадивизии, в составе которой находился Ту-104А командующего флотом, вспоминал -

"... Перед трагедией его командир, подполковник Анатолий Инюшин, жаловался на партсобрании: помогите совладать с нарушениями, которые допускает в полетах на самолете начсостав флота! Но сам он в загрузку Ту-104 не вмешался: кому охота вступать в пререкания с начальством перед пенсией? Хотя загрузились с нарушениями – хвост утяжелили.
В чем вина нового бортинженера – он пришел в экипаж только перед вылетом, с Ту-16. Конечно, для перестраховки командиру экипажа нужно было на время взлета перегнать всех пассажиров в носовой салон самолета. Ну сели бы адмиралы потеснее, потерпели бы полчаса... Но опять - кто будет приказывать адмиралам?
В гибели самолета и его пассажиров виновата совокупность всех факторов: неправильная центровка, человеческий фактор, внезапное усиление ветра ...
Кстати, протокол того партсобрания, где выступал Инюшин, у меня сразу после катастрофы изъяли"


Виновными в произошедшей трагедии назначили экипаж. А еще с должности был снят
полковник Яковлев - командир авиадивизии ТОФ, в составе которой и был Ту-104А. Он, к слову, вообще был в это время совершенно в другом месте, но...

Хоронили погибших в авиакатастрофе в Ленинграде. Только останки генерал-лейтенанта авиации Павлова семья приняла решение похоронить в Киеве.

В последний путь погибших провожали при большом стечении народа. На кладбище со временем установили памятник.

Серафимовское кладбище. Источник - https://journal.morpolit.ru/sergej-smolyannikov-dazhe-tridcat-let/
Серафимовское кладбище. Источник - https://journal.morpolit.ru/sergej-smolyannikov-dazhe-tridcat-let/
Источник - http://www.geroi-vmf.ru/injushin_anatolij_ivanovich.html
Источник - http://www.geroi-vmf.ru/injushin_anatolij_ivanovich.html

Семьям погибших выдали материальную помощь из расчета - по 1 000 рублей на взрослого и по 500 рублей на детей. Были назначены персональные пенсии вдовам адмиралов и генералов.
Семьям погибших предложили выбрать места для проживания на территории страны по своему желанию. В итоге семьи, потерявшие близких, уехали в Ленинград, кто-то выбрал Москву, кто-то Киев, Севастополь, кто-то остался во Владивостоке. Жизнь людей разделилась на ДО и ПОСЛЕ.

О произошедшей трагедии с погибшими адмиралами старались особо и не вспоминать. Вспомнили уже после распада Советского Союза. В 2001 году на памятной стеле добавили надпись - "Погибшим при исполнении служебных обязанностей 7.02.1981 года".


Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.