Эссе в переводе с латинского - взвешивание. В переводе с английского и французского - попытка, проба. Я попробую изложить свой взгляд на проблему "Философия образования ".
У каждого времени свои приметы. Начало 21 века - время перемен. В образовании это новые планы, программы, учебники, новые системы обучения. Но... система отношений учителя с учениками по-прежнему основана на любви, любви между учителем и учениками. В начале своего педагогического пути я задумалась, как полюбить всех: очень медлительных, слишком подвижных, ленивых... Ведь как хочется, чтобы все дети были активными, трудолюбивыми, талантливыми. Я поняла, что главное - это душевный контакт с ребёнком. А как его достичь? Я поделюсь своим секретом.
Я выбросила из школы грубость, давление, угрозу, принуждение и в ней стало светло. А значит, можно рассмотреть выражение глаз ребёнка, услышать интонацию в его голосе, увидеть его движения . Ребёнок становится более понятным, к нему легче найти подход. Как мало нужно любому ребёнку для обретения уверенности в себе. Сказано "слово ласковое" и мир в его глазах меняется. Помните у Маяковского:
Подошёл
и вижу
глаза лошадиные...
Подошёл и вижу -
за каплищей каплища
по морде катится...
"Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте -
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему
лошадь.
Я помогаю обнаруживать чудеса на каждом уроке. И мы их находим - в стихах на уроках литературного чтения, в тончайших оттенках слова на уроках русского языка, в богатстве природы на уроках знакомства с окружающими миром. Вот, к примеру, один из моих любимых приёмов на уроке: неожиданность, порой таинственность. Это рождает удивление, удивление порождает любопытство, любопытство - тропинка в любознательность, любознательность - дорога к знаниям . Вот и весь секрет.
Нет, это часть секрета.
Процесс учения - нелёгкий процесс. Он и должен быть трудным, чтобы содействовать развитию сил и задатков ребёнка . Я считаю, что необходимо ставить ученика в такие условия, которые заставляли бы его преодолевать препятствия, интеллектуальные трудности. Различные проблемные ситуации на уроке активизируют мыслительные операции, способствуют тому, что ученик формирует собственные суждения, выводит умозаключения, самостоятельно мыслит и логично рассуждает, открывает новые знания. Итак, интеллектуальные трудности, мыслительные операции, собственные суждения, умозаключения - это должно быть на уроке.
Со времён Я.А.Каменского основной формой организации деятельности учащихся является урок. В наше время происходит расставание с так называемым "строгим" уроком и происходит встреча с уроком "свободным". Для меня это урок, где дети выражают своё мнение, отстаивают его, а значит, чувствуют себя свободно, уверенно и учатся с удовольствием .
Учатся, значит и читают. У меня в руках "Вестник образования " - 2 за 2008 год, в котором первая статья называется "О скорости чтения и темпах модернизации образования ". Над проблемой развития беглости чтения в начальной школе я работаю давно, написала творческий проект, в котором изложила свой взгляд на эту проблему. Из статьи узнала, что в 2006 году Россия продемонстрировала лучшие результаты в мире по качеству чтения и понимания текста.
Причёска, ухоженные руки, приятный запах духов - это немаловажно . Учитель - профессия особая.