Найти тему
Умная Коллекция

Художественное стеклоделие. Неповторимая коллекция Эрмитажа.

Оглавление

Стекло - восхитительный материал с богатой палитрой декоративных возможностей. Хрупкий и изящный, пластичный и прозрачный, он способен впитывать эстетику своей эпохи и отражать мастерство художников - стеклодувов, живописцев и граверов. Коллекционеры и любители прекрасного высоко ценят художественное стекло и стремятся пополнять коллекции необычными и старинными экземплярами.  

Художественное стеклоделие в Европе

Мастера, выполнявшие уникальные изделия из стекла, всегда высоко ценились. В странах Европы власти старались создать для них комфортные условия, нередко уравнивая в правах с родовым дворянством и предоставляя значительные привилегии. 

В эпоху Ренессанса лидером художественного стеклоделия становится Венеция. Первые упоминания о производстве стекла в этом регионе относятся к X веку. Чтобы обезопасить город от огненных печей в 1279 году производство полностью перенесли на остров Мурано, где мастера изготавливали бутылки, миски, посуду всех возможных цветов и калибров. Стеклоделы постепенно объединились в гильдию с четкими правилами работы, правами и обязанностей. Примечательно, что по закону изготавливать стекло разрешалось всего 7 месяцев в году - с января по сентябрь.

Историческое венецианское стекло
Историческое венецианское стекло

Настоящий расцвет венецианское стекло переживает в XV веке, когда появляется тонкое содовое стекло, напоминающее своей прозрачностью горный хрусталь. Мастера оттачивают свои навыки и доводят искусство до совершенства, наращивая техники: крученая филегрань, гравировка алмазом - все это становится визитной карточкой острова Мурано.

Постепенно мастерские венецианского стекла открываются и в других регионах. Безусловно, это были совершенно другие изделия, но основные техники и художественная манера были переняты и пущены в работу. В XVII веке регион переживает страшный кризис: чума 1630 года буквально выкосила население, что сказалось на всех производственных отраслях. При этом конкуренция в Европе росла. Во многих странах начали складываться собственные школы, более современные и отвечающие эстетическим запросам нового времени. Пальма первенства постепенно переходит к Богемии.

Художественное стеклоделие в России

В России научный прорыв в стеклоделии тесно связан с именем М.В. Ломоносова. Пытливый ученый разработал технологии изготовления цветного стекла, а в результате многочисленных опытов получил формулы для более чем 1000 оттенков. Его достижения были использованы князем Потемкиным, получившим от Екатерины II в управление стеклянный завод. 

-2

Императрица была страстным коллекционером. В поисках самого лучшего она завела традицию подносить ко двору произведения российских производителей. Масштабнейшие выставки проходили перед Рождеством и Пасхой. Изделия должны были существенно отличаться от европейских и обращать на себя внимание гостей. Лучшие образцы становились украшениями дворца. 

Желая произвести на императрицу впечатление, в 1791 году Потемкин устроил выставку в Таврическом дворце, где продемонстрировал шедевры, изготовленные на его заводе. Попадая в сад, гости видели стеклянные плоды и ягоды, арбузы, дыни, ананасы. Из зеркал была составлена грот-беседка. Все это могло конкурировать с европейским стеклом.

После смерти князя Потемкина его завод был национализирован (выкуплен императрицей обратно в казну) и получил новое название - Императорский стеклянный завод. Изделия предприятия поставлялись ко двору и на продажу, их отличало неизменно высокое качество, стиль и соответствие модным тенденциям.

Эрмитажная коллекция стекла

В России крупнейшая коллекция русского и европейского стекла (XVI-XXI вв) находится в Государственном Эрмитаже. Ее на протяжении многих десятилетий формировали люди, глубоко увлеченные и искренне влюбленные в свое дело.

Вазы с изображением охотничьих сцен. Нижняя Селезия. 1860 год. Коллекция Эрмитажа
Вазы с изображением охотничьих сцен. Нижняя Селезия. 1860 год. Коллекция Эрмитажа

Русские монархи были заядлыми коллекционерами, и Александр III в 1885 году приобретает многочисленное собрание памятников прикладного искусства Средневековья и Возрождения у дипломата Базилевского. В нем присутствовали изделия из стекла в небольшом количестве, но каждое приобретение заслуживало пристального внимания. Далее была выкуплена коллекция стекла у Голицинского музея (усадьба на Волхонке в Москве), переживавшего серьезные финансовые затруднения. 

После революции Эрмитажу были переданы многие частные коллекции: князей Долгоруковых, Голицыных, графов Шереметевых. Огромный объем первоклассного стекла главному музею страны достался от училища Штиглица, в котором хранились изделия из крупнейших русских и европейских коллекций (например, коллекции А.В. Звенигородцева, А.В. Лобанова-Ростовцева, А.А. Половцева).

В 1929 году Эрмитажу также перешли эКкспонаты музея при Обществе поощрения художеств, который просуществовал более полувека. После 1960-х годов мощнейшее собрание Эрмитажа пополняется за счет работы экспертно-закупочной комиссии музея, а также благодаря частному дарению.

О других крупных российских музейных коллекциях художественного стекла мы писали тут: https://dzen.ru/a/Zu8bwhMUhC0DX_V9