Найти тему

Курсовая работа: "Ценностные ориентации и стратегии поведения подростков в конфликтах с родителями".

Оглавление

Курсовая работа посвящена исследованию стратегий поведения подростков в конфликтах с родителями. Актуальность темы обусловлена тем, что подростковый возраст является периодом активного формирования личности, сопровождающегося многочисленными противоречиями и конфликтами. В работе рассматриваются конфликтность как возрастная характеристика подростков, особенности ценностных ориентаций в условиях конфликта с родителями, а также анализируются различные стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях. В работе использован теоретический анализ психолого-педагогической литературы, а также такие методы познания, как анализ, синтез и обобщение.

Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.

Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.

Введение

Актуальность темы. На современном этапе развития общества можно наблюдать активную перестройку всех сфер его жизни, что, безусловно, влияет на исследование проблематики конфликтов. Они неизбежны в любой социальной структуре и являются необходимым элементом общественного развития. Конфликт – неизбежный спутник социальных отношений. В нем обнаруживаются и разрешаются противоречия, возникающие между людьми, группами, социальными общностями. Особенно проявляется данный феномен в подростковом возрасте, когда идет активное формирование личности. Одним из самых важных вопросов, требующих собственного исследования, является вопрос о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.

Любой кризис скрывает в себе как скрытые возможности, так и опасность. С одной стороны, кризис может стимулировать у подростка овладение новыми стратегиями решения конфликтов, развивать уверенность благодаря новым установкам, новым способам поведения и стратегиям решения, обеспечивать личностный рост и развитие самости, усиление идентичности. С другой стороны, реальными опасностями кризиса становятся: агрессивные, непродуманные действия, психические заболевания, соматизация, хронификация через отрицание, отчаяние и замкнутость.

Таким образом, особенно актуальной является проблема стратегий поведения подростков в конфликте с родителями. Подростковый возраст является наиболее сложным и бурным периодом в формировании личности ребенка. Именно этому этапу развития личности присущи многочисленные противоречия, колебания, эмоциональные срывы, которые свое выражение приобретают в конфликтах. Итак, все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

Объект исследования – конфликтное поведение подростков с родителями.

Предмет исследования – подростковые стратегии конфликтного поведения.

Целью курсовой работы является – исследование стратегий конфликтного поведения подростка с родителями.

Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

- рассмотреть конфликтность как возрастную характеристику подростков;

- выявить проблема конфликтных отношений современных подростков с родителями;

- изучить особенности ценностных ориентаций в условиях конфликта подростка с родителями;

- исследовать стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях с родителями.

Методы исследования. В работе использован теоретический анализ психолого-педагогической литературы, а также применены такие методы познания, как: анализ, синтез и обобщение.

Вопросами подростковой конфликтности занимались такие ученые, как: К.Г. Барсегова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.Н. Мясищев, Г.А. Навайтис, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.Б. Тарабаева, Д.Н. Узнадзе и др. Стратегии конфликтного поведения подростков изучались многими современными авторами, в частности такими, как: Л.В. Алексеева, Г.В. Голубков, Л.А. Дубровина, А.А. Евтенко, Э.В. Зауторова, Ю.А. Маховых, П.Н. Полякова, В.С. Чиркова и др.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введение, двух глав, заключения и библиографии.

Глава 1. Теоретические аспекты исследования конфликтов подростков с родителями

П 1.1. Конфликтность как возрастная характеристика подростков

В подростковом возрасте конфликты чрезвычайно ярко выражены и являются обязательным атрибутом этого возрастного периода.

В современной психологической литературе подростковый возраст оценивается как один из критических периодов развития. Он связан с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений индивида.

Конфликтность подростков и юношей, по свидетельству В.Б. Тарабаевой, отличается рядом особенностей, связанных с недостаточностью их жизненного опыта и низким уровнем самокритики, неспособностью к адекватной оценки жизненных обстоятельств, повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, двигательной и вербальной активностью, обостренным чувством зависимости, стремлением к обретению определенного статуса в референтной группе, негативизмом, неуравновешенностью возбуждения и торможения [Тарабаева, 1996].

При этом, как отмечает В.Б. Тарабаева, подростковая склонность к конфликтности может объясняться не только эмоциональными и физиологическими возрастными изменениями. Одной из характеристик неустойчивого, дискомфортного положения подростка является недостаточная сформированность его социальных навыков, которые способствуют успешной социализации. Недостаточно сформированы социальные навыки, усиленные социально-экономической незащищенностью, часто является причиной, которая влияет на повышенную агрессивность, конфликтность подростка, на его желание любыми средствами компенсировать свое неудовлетворение жизнью [Тарабаева, 1996]. Подростки сталкиваются с целым рядом противоречивых позиций и внутренних колебаний между зависимостью и независимостью, ролью ребенка и взрослого.

По мнению К.Г. Барсеговой, основным содержанием подросткового возраста является переход от детства к взрослости. На всех направлениях, отражая этот процесс, происходит становление качественных новообразований вследствие перестройки организма, трансформации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, освоение новых способов социального взаимодействия, содержания морально-этических норм, развития самосознания, интересов, познавательной и учебной деятельности [Барсегова, 2005].

Взросление подростков связано с потребностью в самоутверждении, которая выражается в стремлении быть самостоятельным, независимым, свободным; желании принять на себя права и обязанности взрослого человека. Реализация этой потребности может наталкиваться на неблагоприятные условия семейной среды, что приводит к возникновению споров и даже конфликтных ситуаций между подростками и юношами с родителями.

Вместе с протест и неповиновение подростка является средством, с помощью которого он хочет достичь изменения типа отношений со взрослыми [Карабанова, 2005].

Глава 2. Особенности стратегий конфликтного поведения подростков с родителями

П 2.1. Особенности ценностных ориентаций в условиях конфликта подростка с родителями

Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблемными ситуациями, решение которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов ее членов. В психологическом смысле семью можно определить как систему межличностных взаимодействий, призванных, в самом общем плане, с одной стороны, защитить индивида от манипулятивных воздействий общества, а с другой – приспособить его к жизни в этом обществе.

Встает вопрос взаимосвязи потребностей, мотивов и ценностей как фундаментальных структур в формировании способа поведения в конфликте ситуации детско-родительских отношений.

Потребность проявляет себя в нервно-психическом напряжении (настроение, жалоба, разборки и др.) и чисто психологически – в форме мотива поведения. Иначе говоря, если потребность – это нужда в чем-то конкретном, то мотив – это обоснование решения удовлетворить указанную потребность. Это означает, что прежде чем потребность повлечет действие, личность переживет сложный психологический процесс мотивации, который заключается в осознании той или иной степени субъективной и объективной сторон потребности и действия, направленного на ее удовлетворение.

Мотивы деятельности человека всегда связаны с его целями. При этом цели и мотивы могут совпадать, но не обязательно. Для того, чтобы предмет или явление действительности стало целью нашей деятельности, необходимо предварительное осознание человеком, что данный предмет имеет отношение к удовлетворению имеющейся у него потребности, и потребность этого предмета побуждает человека к соответствующему действию. Только в этом случае мотивы и цели совпадают. В психической жизни человека есть и такие личностные тенденции и установки, которые недостаточно осознаются им или вовсе не осознаются. И тогда цели и действительные мотивы разбегаются и даже могут противостоять друг другу [Дубровина, Норихина, 2019].

В попытках определить сущность мотива отдельные авторы к мотивам относят лишь внутренние психологические факторы, при этом мотив толкуется достаточно широко и включает все причины поведения и деятельности. Так, одни ученые выделяют потребности, собственно мотивы, решения, осознание объективной необходимости [Божович, 2008]; другие связывают мотив с несколькими конкретными психологическими явлениями [Ковалев, 1963]. Одни ученые однозначно связывают мотив с потребностью [Петровский, 2008], другие характеризует мотив как выражение отношения индивида к действительности [Мясищев, 2011], как осознанные побуждения [Рубенштейн, 2012], третьи – как внутренние, так и внешние в отношении индивида подкрепления. Одни авторы высказывают мнение о том, что можно ставить знак равенства между мотивом и побуждением [Ковалев, 2013], другие определяют мотив как объект, соответствующий той или иной потребности [Леонтьев, 2010]. В понимании третьих, мотив – это модель желаемых для субъекта состояний или объектов, приобретающих для него определенную ценность [Алексеева, 2011].

-2