Найти в Дзене
The Vale of Tears

Vanitas - Объяснение картин голландских мастеров

Vanitas стал популярным жанром голландских мастеров живописи в семнадцатом веке. Он использовал форму натюрморта, чтобы вызвать мимолетность жизни и тщету существования. Голландский Золотой Век (1575-1675) дал замечательный всплеск художественного гения. Этот период в голландской истории дал таких художников, как Рембрандт , Йоханнес Вермеер и Франс Хальс . Голландские мастера живописи тяготели к исторической живописи, портретной живописи и домашнему интерьеру с сюжетами, которые зритель мог интерпретировать. Однако, Vanitas , поджанр натюрморта, стал все более популярным в этот период, хотя мы не имеем практически ничего из этого жанра трех упомянутых мастеров. Мастерство Vanitas принадлежало таким именам, как Хармен Стенвейк, Дэвид Байи и Питер Клас. Vanitas культивировался во времена религиозной напряженности и был создан как оплот протестантской миссии самосозерцания. Голландская республика, сбросив с себя католических испанских правителей, стала гордым протестантским государством

Vanitas стал популярным жанром голландских мастеров живописи в семнадцатом веке. Он использовал форму натюрморта, чтобы вызвать мимолетность жизни и тщету существования.

Натюрморт с томом эмблем Уиттера , Эдвард Кольер , 1696 г., галерея Тейт, Лондон
Натюрморт с томом эмблем Уиттера , Эдвард Кольер , 1696 г., галерея Тейт, Лондон

Голландский Золотой Век (1575-1675) дал замечательный всплеск художественного гения. Этот период в голландской истории дал таких художников, как Рембрандт , Йоханнес Вермеер и Франс Хальс . Голландские мастера живописи тяготели к исторической живописи, портретной живописи и домашнему интерьеру с сюжетами, которые зритель мог интерпретировать.

Однако, Vanitas , поджанр натюрморта, стал все более популярным в этот период, хотя мы не имеем практически ничего из этого жанра трех упомянутых мастеров. Мастерство Vanitas принадлежало таким именам, как Хармен Стенвейк, Дэвид Байи и Питер Клас.

Vanitas культивировался во времена религиозной напряженности и был создан как оплот протестантской миссии самосозерцания. Голландская республика, сбросив с себя католических испанских правителей, стала гордым протестантским государством и стремилась выразить это чувство через искусство Vanitas.

Осознание смертности

Натюрморт: Аллегория тщеты человеческой жизни , Хармен Стенвик , 1658, Национальная галерея, Лондон
Натюрморт: Аллегория тщеты человеческой жизни , Хармен Стенвик , 1658, Национальная галерея, Лондон

Известный в первую очередь как популярный жанр голландского искусства эпохи барокко (ок. 1585-1730 гг.), ванитас тесно связан с культурным явлением, существовавшим в Европе раннего Нового времени и известным как Memento Mori (в переводе с латыни «помни, что ты должен умереть»).

Картины Ванитас изящны и пропитаны деталями. Они наполнены символическими образами, которые заставляют зрителя изучать изображение. Возвращаясь к картинам голландских мастеров Ванитас, мы замечаем то, что упускали раньше.

Однако то, что вызывает Vanitas, в первую очередь, является суровой правдой. Верно, что мы умрем, и поэтому мы должны задуматься о наших занятиях и ежедневных практиках. Натюрморт Vanitas говорит нам о тщетности наших земных занятий перед лицом нашего смертного существования.

Реализм: строгая эстетика

«Натюрморт Ванитас» Яна Янса , 1648 г., Национальная галерея, Лондон
«Натюрморт Ванитас» Яна Янса , 1648 г., Национальная галерея, Лондон

Вдохновение для названия «Vanitas» тесно связано с отрывком из Библии ( Екклесиаст 1:2; 12:8 ): «Суета сует, все суета».

Ванитас реалистичен и основан на земных вещах, а также способствует сосредоточению ума на Царствии Небесном через то, что на земле.

Картины Vanitas удивительно детализированы. Пристальный взгляд раскрывает мастерство и верность художника. Реализм в картинах голландских мастеров подчеркивает предметы из жизни зрителя, делая картину соотносимой. Используя реалистичный стиль, Vanitas может изолировать свое основное сообщение: тщетность земных вещей.

Реализм ясно переносит на холст путаницу и мимолетные аспекты земной жизни. Таким образом, он помогает зрителю упорядочить свой разум в отличие от беспорядка в живописи Vanitas.

Картины голландских мастеров и беспорядок

Натюрморт: оловянный и серебряный сосуд и краб, Виллем Клас , 1633 г., Национальная галерея, Лондон
Натюрморт: оловянный и серебряный сосуд и краб, Виллем Клас , 1633 г., Национальная галерея, Лондон

Картина Vanitas поражает с первого взгляда своей беспорядочностью. Холст переполнен объектами, которые, казалось бы, расположены вразброс. Символичны не только сами объекты, но и стилистический выбор стеснить их таким образом.

Картины голландских мастеров предлагают нам символическое представление нестабильности мира. Ничто не вечно и ничто не может устоять против распада и смерти. Это суровое послание, направленное на то, чтобы морализировать зрителя.

Ванитас напоминает нам о привлекательности мирских вещей, о том, как они мимолетны и неудовлетворительны по отношению к Богу. Он должен помнить о Боге и Святом Царстве, тем самым напоминая зрителю о необходимости действовать в соответствии с Богом.

Ванитас и натюрморт

Натюрморт с черепом и пером для письма, Питер Клеш, 1628 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Натюрморт с черепом и пером для письма, Питер Клеш, 1628 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Vanitas — разновидность натюрморта. Натюрморт состоит из неодушевленных предметов, обычно предметов повседневной жизни (вазы, чашки, тарелки, еда, цветы и т. д.). Важность картины заключается не в том, что она состоит из этих предметов, а в том, что внимание и фокус картины сосредоточены исключительно на этих предметах.

Сам термин происходит от голландского «stilleven», который стал категоризирующим словом для этого жанра в середине семнадцатого века. Рисование определенных объектов означает показывать зрителю то, что вы хотите увидеть, и может быть множество причин, по которым определенный объект нарисован или нет.

«Послы» Ганса Гольбейна Младшего , 1533 г., Национальная галерея, Лондон
«Послы» Ганса Гольбейна Младшего , 1533 г., Национальная галерея, Лондон

Возьмем в качестве примера картину эпохи Возрождения (ок. 1400–1600 гг.) старого голландского мастера Ганса Гольбейна Младшего «Послы». Нарисованные здесь предметы стремятся придать величие двум послам: глобус, подзорная труба и лютня — все это создает впечатление, что это люди мира сего; они образованны и богаты.

«Послы» служат нам хорошим предшественником Vanitas. Как мы видим на переднем плане картины Гольбейна, череп (который нужно увидеть лично в галерее для полного эффекта). Картина Vanitas хочет напомнить нам о нашей смерти, и поэтому объекты смерти, разложения представлены в более поздних картинах голландских мастеров с большей сосредоточенностью.

Vanitas, таким образом, преподает нам моральный урок. Он противопоставляет наше тщеславие нашей возможной гибели. Он взывает к чему-то, что может смирить нас в нашем отношении к миру и окружающим.

Типичная картина голландского мастера «Ванитас»

«Натюрморт Ванитас» Эдварда Кольера , 1662 г., предоставлено Метрополитен-музеем, Нью-Йорк
«Натюрморт Ванитас» Эдварда Кольера , 1662 г., предоставлено Метрополитен-музеем, Нью-Йорк

Картины в стиле ванитас отличаются от стандартных натюрмортов тем, что они символичны. Они не предназначены для демонстрации объектов или эстетического проявления мастерства художника – хотя обе черты проявляются в картинах в стиле ванитас.

В Ванитас встроено несколько мотивов. Картины голландских мастеров подчеркивали разные мотивы в зависимости от их географического положения, поскольку определенные регионы предпочитали разные мотивы. Например, город Лейден, будучи университетским городом, предпочитал изображения книг.

Наиболее распространенными мотивами являются изображения богатства: золото, кошельки и драгоценности; изображения знаний: книги, подзорные трубы, карты и ручки; изображения удовольствия: еда, винные кубки и ткани. Наконец, изображения распада: черепа, цветы, свечи и песочные часы.

атюрморт с устрицами, серебряной таццей и стеклянной посудой» , Виллем Клас , 1635 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк
атюрморт с устрицами, серебряной таццей и стеклянной посудой» , Виллем Клас , 1635 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

В «Натюрморте с устрицами» Виллема Класа есть предметы богатства (серебряная тацца, устрицы, вино), перевернутые и безвременно оставленные. Очищенный лимон, распространенный образ в Vanitas, раскрывает горечь внутри; символическое представление человеческой алчности. Устрицы лишены жизни, а свернутый листок бумаги — это обрывок альманаха, сигнализирующий об уходящем времени.

Палитра картины Класа темная и ограниченная. Это был обычный выбор в голландских мастерах живописи Vanitas. Это создает мрачное и задумчивое настроение, с которым единственный источник света имитирует единственную причину просмотра картины Vanitas: помнить о своей смерти.

Наследие Ванитас

«Черный кувшин и череп» Пабло Пикассо , 1946 г., галерея Тейт, Лондон
«Черный кувшин и череп» Пабло Пикассо , 1946 г., галерея Тейт, Лондон

Живопись ванитас утратила свою коммерческую популярность к концу голландского Золотого века . Однако натюрмортная живопись этой эпохи оказала большое влияние на будущих художников. Значение, стоящее за ванитас, утратило свою силу, поскольку дух боевой реформации утратил свою динамику.

Vanitas существовал в семнадцатом веке, чтобы направлять ум к размышлениям о смерти и тщете жизни. Однако он родился из противоречия, что сам акт живописи, создание прекрасного артефакта, был тщеславием. Картины Vanitas стали объектами земной ценности, чем-то, что он пытался осудить.

«Подсолнухи» Винсента Ван Гога, 1888 г., Национальная галерея, Лондон
«Подсолнухи» Винсента Ван Гога, 1888 г., Национальная галерея, Лондон

То, что продолжалось в его следе, было его эстетикой и красотой. Подходя к концу девятнадцатого века , натюрморт занял другую почву смысла. Для Винсента Ван Гога натюрморт мог представлять нечто дивной красоты; чистое выражение чувства, символизируемого объектом.

Для Поля Сезанна и Пабло Пикассо натюрморт был жанром, в котором можно было экспериментировать с эстетикой и исследовать сами объекты, скрывая точку зрения. Он и по сей день остается формой художественного изучения и способом для художника продемонстрировать свое мастерство.

Hibbitt, Fraser. "Vanitas: Dutch Master Paintings Explained" TheCollector.com, July 14, 2020, https://www.thecollector.com/vanitas-dutch-master-paintings/.