Найти в Дзене
Степанов Вячеслав.

1910 год . Село Шоркасы. Цивильский уезд. Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Священник Порфирий Митрофанович Руфимский (1866 -1923)
Священник Порфирий Митрофанович Руфимский (1866 -1923)

1910 год. 6 июля. Освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Шоркасы Цивильского уезда Казанской губернии.

Известия по Казанской епархии. №43, 15 ноября 1910 года.

Издание Казанской Духовной Академии. Стр. 1223.

Священник Порфирий Руфимский.

В отпуску.

(Кой что из моего дневника).

Принимал участие в освящении нового храма, устроенного в глухой инородческой деревушке Цивильского уезда. Приглашения на это торжество ни от кого не получал, а узнал о предстоящем событии на соседнем базаре, где объявляли во всеуслышание: будет освящение храма в Шоркасах 6 -го июля. В другое место, может быть, и не поехал бы, но в Шоркасы потянуло.

Деревня эта мне известна была мне ещё в годы юности, когда мой родитель дьяконствовал в приходской церкви, к которой приписана деревня Шоркасы. И с самой деревней у меня связано одно воспоминание, касающееся послебрачного путешествия на хиротонию…

Захотелось теперь побывать в этой деревне и, если не встретится препятствий, разделить торжество шоркасинцев. Препятствий, благодаря любезности местного отца благочинного, никаких не нашлось, и я от начала до конца был не только свидетелем столь редкого для деревни торжества, но и соучастником его.

Храм шоркасинцы устроили знатный. Деревянный, даже без ограды, храм этот потребовал для себя около 16 тысяч рублей. По вычурности плана, по бесконечному числу ненужных углов в постройке, вообще по разным вычурным украшениям, не требовавшимся существом дела, нужно удивляться одному: кому и зачем потребовалось такое исполнение дорогого плана? Люди, знавшие историю постройки этого храма, сообщали мне, что такой план нарочно заказан для того, чтобы отбить охоту у шоркасинцев к постройке своего храма. Убоятся де предстоящих расходов и забудут о постройке. Если это объяснение правдоподобно, то очень жаль, что планы на постройку храмов составляются с такими затаенными целями.

А за шоркасинцев приходится только радоваться. Они, не взирая на большие расходы, всё же устроили храм и победили козни своих недоброжелателей. Теперь они присутствуют уже на освящении своего храма, молятся за храмоздателей.

Положенные службы церковные и самый чин освящения совершены были с той торжественностью, какая только и может быть устроена в глухой деревушке. Несметные толпы богомольцев, явившихся на торжество с севера и юга, от востока и запада, воодушевлены были одним, общим желанием: помолиться усерднее и не пропустить ни единого момента из того, что совершалось пред ними и для них. И справедливость требует сказать то, что богомольцы действительно молились, молились усердно, не зная устали ни за всенощной, ни за литургией. Одному Богу известно: где, как, и под чьим кровом провели богомольцы эту «ночь на освящение», так как шоркасинцы не могли вместить всех своих гостей.

И я, расположившийся на ночлег в церковной школе, не сомкнувший глаз своих от нападения мириад разных насекомых, только и мог сказать про этих богомольцев- паломников: «им покров - небесный свод, а земля постеля». Но утром, ранним утром, богомольцы эти, без всяких признаков утомления, теснились уже и в храме, и вне его.

У каждого из богомольцев виднелось по большому свёртку холста и по большому же куску довольно грязненького мыла. Священнослужители, принимавшиеся участие в освящении храма, должны были с продолжительным вниманием относиться к этим посыльным дарам природы. Я глубоко был рад тому, что просьба каждого из богомольцев не была отринута: его мылом мыли, его холстом отирали, у него остался вещественный памятник об освящении. И каждый из них, как некую уже святыню, уносил с собой домой и мыло и холст, употреблённые при освящении. А некоторые из стариц- чувашек принесли даже с собой не холст, а сшитые сарпаны (летний кафтан из холста). Трудно было удовлетворить просьбы этих стариц: потереть освящаемый престол кафтаном. Но и эти просьбы не были отвергнуты: старицы с благоговением принимали свои кафтаны из алтаря, увязывали их в повязки с благим намерением сберегать на «смерть».

Богослужение за всенощной и литургией совершалось, вперемежку, на двух языках: славянском и чувашском. Приходится только пожалеть о том, что «чин освящения храма» доселе остаётся без перевода на инородческие языки. А многое из него было бы понято и прочувствовано инородцами, когда они услышали бы его на своём родном языке.

Певчие, в составе чуть ли не целых трёх хоров, славословили Господа со всяким старанием. Но не всегда с умилением для других так как частенько силились исполнять такую музыку, которая была им не под силу. Отсюда все эти «стойки», продолжительные паузы и вообще всё то, что напоминает басню: лебедь, рак и щука. При простом пении, без «нот», ничего бы этого не было.

Богомольцы назидались не одним только богослужебным чтением и пением, но и словом проповедническим. Несколько поучений было сказано по-русски, не одно и по-чувашски. А что особенно удивило меня, так это то обстоятельство, что проповедниками выступали, кроме отца благочинного и священников, и два отца диакона. Во священники они готовятся, говорил про них отец благочинный, пусть и привыкают проповедовать. Без сомнения, хороший этот обычай завёл отец благочинный. Заслуживает подражания.

На память об освящении храма все богомольцы были одарены нательными крестами. Созерцая картину того, как старый и малый с умилением и благоговением принимали первый дар от нового храма, я искренно сожалел о том, что недостаёт ещё, к крестикам, религиозных книжечек и листочков. Всё ещё пишем о необходимости раздачи их, постановляем на собраниях и съездах. Но не осуществляем на деле.

Церковное торжество кончилось. Священнослужители, строители храма, почётные прихожане и такие же гости отправились в помещение церковной школы, - для подкрепления своих сил. А остальные богомольцы нашли себе приют у шоркасинцев. Не знаю, как подкреплялись у шоркасинцев в домах, но о подкреплении в школе следует кой что завести в этот дневник. И не ради того, чтобы осудить кого-либо за это подкрепление, а единственно для того, чтобы вызвать подражание.

Буду краток и откровенен. На всю братию, собравшуюся в школе в количестве не мене 30-40 человек, был предложен «чай»; один стакан, четыре чайных чашки, три блюдечка, из которых одно с подбитым краем, одна чайная ложечка сомнительной чистоты и большущий самовар. Поочерёдно, без всякого местничества, но все успели «отчаиться» «на бело».

Приступили к обеду. Куча деревянных ложек, из которых некоторые похожи на «половники» и три большущих, пребольшущих деревянных чашки «с варевом». Горячее расхлебали, приступили к «жареному». Гусак, исполнивший своё назначение в позапрошлую зиму, а теперь уже, за своим отношением, ставший излишним хозяйстве, а потому и зажаренный к священию, переходил из рук в руки. Один нож, одна вилка на одного гусака исполнили своё назначение: все тридцать-сорок едоков брали себе часть гусака, держали части эти голыми перстами и отирали сальные руки своими рукавами. После гусака «студень», затем «пирог». Все насытились. Осталось довольно и укрухов.

Трапеза, как видим, была скромна, проста. Всё было по-деревенски, без излишних затей и напрасных затрат. Но трапезовавшие отблагодарили строителей и за такую трапезу: по добровольной подписке собрали между собой 18 рублей «на ризу для престольной иконы». Участники этой трапезы были люди разных званий, состояний и положений. А главное – разных национальностей. В дружном единении они составили телефонограмму и послали её Казанскому Архиепископу Никанору.

Текст её был такой: «Благодатью Святого Духа, изволением Вашего Архипастырства, собором пастырей освящён новый храм в инородческом селении Шоркасах во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Союзом любви связуемые, пастыри и паства молят Всевышнего, да будут всё едино во Христе. Нет перед Ним ни Еллина, ни Иудея. Да продлит Всевышний и дни Вашей жизни».

Шоркасы опустели. Все разъехались.

2024 год. 11 ноября. Строится новый храм Покрова Пресвятой Богородицы на новом месте.
2024 год. 11 ноября. Строится новый храм Покрова Пресвятой Богородицы на новом месте.

№ 43 — Яндекс Поиск по архивам