Один из величайших и самых дерзких исследователей в истории
Ислам имеет богатую историю и традиции священных ритуалов, восходящих к временам Мухаммеда. На протяжении веков преданные мусульмане совершали сложные паломничества в Мекку и Медину — священные города ислама. Главной целью этих путешествий, известных как Хадж, является посещение Каабы. Кааба — это священная реликвия, расположенная в Мекке. Доступ к Мекке и значительным частям Медины, особенно к Каабе, запрещен для немусульман. При любых обстоятельствах неверующим запрещено входить в эти места. Это было всегда. Эти места являются одними из самых ревностно охраняемых в мире. Вход в них как немусульманина, особенно под маской обмана, непостижим.
В прошлом (а, возможно, и по сей день) обнаружение немусульманина в Мекке означало бы неминуемую смерть. Лишь немногие даже задумывались о том, чтобы предпринять столь опасное и неуважительное предприятие. Для подавляющего большинства людей это было бы невозможным. Паломники обязаны знать интимные детали ислама, и знание арабского языка является обязательным. Человек, способный пробраться в Мекку, должен был бы свободно владеть не только арабским языком, но и исламом в целом. Кто из немусульман мог бы когда-либо достичь такого подвига?
Один человек смог это сделать.
Его звали Ричард Фрэнсис Бертон, и он был одним из самых увлекательных людей в истории. Бертон был англичанином, но почти не проводил времени в родной Англии; вместо этого он жил за границей в обширностях Британской империи. Бертон был кочевником, гением и полиглотом. По слухам, он знал 29 различных языков и свободно владел всеми ими. Бертон также был атеистом, который был очарован человеческой одержимостью религией, но сам не верил ни в какое божество.
Бертону было бы отказано во въезде в Мекку по нескольким причинам. Бертон не был мусульманином. Бертон не был даже теистом. Бертон был англичанином и находился в Мекке с миссией задокументировать Хадж и Мекку для христианской и имперской аудитории. Обнаружение такого человека в Мекке означало бы мгновенную смерть.
Бертон знал о рисках. Он писал:
- «Одна ошибка, одно поспешное действие, одно неверное слово — и мои кости выбелили бы пески пустыни».
И также:
«... ни Коран, ни Султан не предписывают казнь еврея или христианина, который вторгся в пределы колонн, отмечающих границы святилища, но ничто не могло бы спасти европейца, обнаруженного толпой, или того, кто после паломничества объявил себя неверующим».
Несмотря на опасность, Бертон был полон решимости стать первым англичанином и, возможно, первым немусульманином, который проник в Мекку. Он был настроен и решил достичь своей цели, несмотря на то, что знал, что малейшая ошибка может привести к его немедленной казни.
Как же он это сделал? Возможно, Бертон был единственным человеком в мире, способным на такой подвиг, потому что обладал набором качеств, уникальных для него.
Как уже упоминалось, Бертон был выдающимся полиглотом. Немногие люди в истории имели такую склонность к языкам, как Ричард Бертон. Он свободно владел арабским языком и глубоко понимал ислам, мог даже процитировать на оригинальном арабском языке более четверти Корана по памяти.
Кроме того, Бертон обладал внешностью южанина, а не британца. Годы путешествий и множество часов под солнцем придали его коже выветренный и загорелый вид, который скрывал тот факт, что он был англичанином. (Перед обманом он также смазывал кожу маслом, чтобы она оставалась насыщенного оттенка и цвета.)
Чтобы попасть в Мекку, Бертон примкнул к группе мусульман, совершавших свой Хадж. Он убедил их в своей искренности и подлинности и отправился с их караваном на многие мили. Лишь один человек знал истинную личность Бертона. Ирония заключается в том, что когда этот наблюдательный мусульманин выразил свои подозрения, что Бертон был европейцем и мошенником, остальные члены группы его осмеяли. Настолько убедителен был маскарад Бертона, что они не могли поверить, что немусульманин может настолько хорошо понимать исламскую культуру и быть столь убедительным в своем обмане.
Караван Бертона достиг Медины и, наконец, Мекки. Он участвовал в ежегодном обряде побивания дьявола камнями и сделал тщательные записи о Каабе. Его маскировка, хотя и подвергалась сомнению дважды, никогда не была подвергнута серьезной проверке — удивительное достижение.
Бертон описал свое путешествие и свои заметки в мемуарах под названием «Личное повествование о паломничестве в Аль-Мадину и Мекку», которое сразу стало сенсацией.
Бертон не был первым европейским немусульманином, проникшим в тайны Мекки. До него это сделали еще двое — один в начале XVI века и еще один в 1815 году. Однако Бертон был первым англичанином и первым, кто задокументировал свое путешествие в таких подробностях. Бертон добился уровня славы за свои смелые достижения, которого его предшественники не смогли достичь.
Бертон продолжил свою блестящую карьеру и увлекательную жизнь. Он был частью экспедиции, которая первой из европейцев достигла озера Танганьика, и ему приписывают помощь в нахождении истока Нила. Несмотря на обман в Мекке, Бертон сохранял доброжелательные отношения с арабами и мусульманами, с которыми он встречался позже в жизни, и это не мешало его усилиям по исследованию Восточной Африки.
Сегодня действия Бертона сочли бы недопустимыми. Недавно местный саудовец был арестован за помощь израильскому журналисту, который тайно проник в Мекку во время Хаджа. Бертон испытывал глубокий интерес и уважение к религии, хотя сам не был ее последователем. Он был ненасытно любопытен и считал, что ничто не выходит за рамки дозволенного. Некоторые считают, что Бертон был неуважителен, и это справедливое замечание. Его современники точно так считали, но его любопытство побуждало его стать одним из самых выдающихся исследователей своего времени.
Бертон знал о рисках, когда тайно проник в Мекку. Если бы его раскрыли, его бы непременно казнили, как он и предполагал. К счастью для него, этого не произошло.