Рязанская область, несмотря на недовольство властей, продолжает вымирать. «Новая» выясняла, почему жители региона не хотят рожать
Этот и другие материалыопубликованы в рязанском еженедельном выпуске "Новой газеты"N 34 от 19 сентября.
По данным Рязаньстата, рождаемость в области в январе-июле 2024 года продолжила падение, хотя и очень медленно. За семь месяцев в регионе родились 3806 младенцев (в 2023 году за тот же период их было 3822).
Сказка о семи тысячах младенцев
Показатели середины 2010-х, когда за полгода на свет появлялось больше семи тысяч маленьких рязанцев, уже кажутся сказкой.
В то же время смертность увеличивается. В 2023 году за первые полгода скончались 9357 рязанцев, а в 2024-м – уже 9849 (на 5,3% больше). Население сокращается, и даже число браков в области снизилось (с 3409 до 3301 за полгода), а разводов – выросло (с 2494 до 2529).
Ипотека, адюльтер и невежество
В марте 2024 года общественниками из Общероссийского народного фронта были проведены интернет-опросы населения Рязани, пребывающего в репродуктивном возрасте, где выяснялось их отношение к продолжению рода. 59% опрошенных подтвердили, что хотели бы иметь больше детей, чем сейчас, но…
Какие препятствия, по словам людей, их останавливали?
39% из тех, кто не готов плодиться, назвали главным препятствием отсутствие уверенности в завтрашнем дне;
33% – каждый третий! – просто не знали никаких действенных мер поддержки семей с детьми (тут, вероятно, чиновники могут разделить вину перед гражданами со СМИ, потому что из каждого утюга еще не звучит размер маткапитала, детского пособия и других стимулирующих выплат, а остановки не обклеены наглядной инфографикой для мам);
25% не могли родить больше детей из-за плохих жилищных условий;
23% говорили, что не потянут хотя бы еще одного ребенка из-за «висящих» выплат по кредитам.
Получается, демографическая карта, которую уже не один год бодро разыгрывают российские и региональные власти, бита неуверенностью, неустроенностью, а иногда и невежеством соотечественников.
Что же касается роста числа разводов, то 33% граждан в другом опросе, проведенном ВЦИОМ, назвали их причиной бедность семей, 15% – взаимное непонимание (разные взгляды на те или иные вопросы), и только 14% – супружескую неверность.
Миграционные иллюзии
Если кто-то считает, что Рязанскую область «спасут мигранты», то это утверждение трудно подтвердить цифрами. Во-первых, среди рождающихся сейчас и так очень много детей приезжих – но тех, кто живет здесь легально. А их в области мало, где-то порядка 15 тысяч. Количество нелегалов некоторые эксперты оценивают в 40 тысяч – около 4% населения региона. Это совпадает с самоощущением многих горожан, видящих, что в среднем каждый 25-й пассажир рязанского автобуса действительно обладает ярко выраженными азиатскими чертами.
Но подавляющее большинство находящихся вне закона переселенцев, увы, живет в Рязани без семей – и если у них и рождаются дети, то в других постсоветских странах.
А поэтому численность населения Рязанской области продолжит падать, если не произойдет чудо. И эта угрожающая тенденция наблюдается, даже несмотря на активные, как минимум, словесные усилия региональной власти и возбужденной общественности.
Бесполезная плодовитость
Помнится, в июле прошлого года губернатору Павлу Малкову представили целых двенадцать решений для повышения рождаемости в регионе («Новая» №27 от 27.07.2023 г.). Такую поразительную плодовитость показали участники проекта «Обучающие экспедиции» клуба лидеров России «Эльбрус».
Как конкретно деятели из «обучающих экспедиций» собирались побуждать рязанцев и рязанок к более резвому размножению, до сих пор неясно. В открытых источниках мы нашли информацию о том, что среди двенадцати решений, представленных «Эльбрусом»: предложение по созданию центра аренды и обмена детскими вещами «Добротека», внедрение социальной карты родителей и – обратите внимание на изящество слога! – разработка системы мониторинга мер поддержки. Пять существительных подряд, видимо, должны заставить впечатлившуюся женщину родить пятерню.
Судя по приведенной статистике, тайные и явные шаги к беби-буму, предложенные прошлым летом, пока напоминают бег на месте.
Алексей ДАРИКОВ