Найти тему

Будьте бдительны. Мошенники придумали новые схемы обмана

Оглавление

Мошенники продолжают обманывать россиян. По данным Центробанка, только в апреле — июне 2024 года банки зафиксировали почти 257 тысяч мошеннических операций. Злоумышленникам удалось украсть со счетов граждан и компаний около 4,8 млрд рублей!

Стать жертвой телефонных и киберпреступников может каждый, ведь те в совершенстве владеют техниками манипуляций и запугивания. Но мы знаем, как защитить себя. В статье рассказываем о новых схемах аферистов и способах уберечь свои деньги. Запомните эти рекомендации и поделитесь ими с родными и друзьями, чтобы противостоять обману!

«Квартиру ещё сдаёте?»

Предыдущие жильцы съехали, и Мария искала в квартиру, доставшуюся ей от бабушки, новых квартиросъёмщиков. Всё как всегда: разместила объявление на одном из популярных сайтов и начала ждать. И вот потенциальный клиент: общается вежливо, уточняет детали, готов заехать хоть завтра…

В какой-то момент собеседник предложил Марии перейти в мессенджер, а там прислал ссылку на ресурс для оформления договора по аренде. Всё, что нужно Марии, это ввести данные карты для получения денег. Девушка заполнила все поля, нажала «Отправить» и… услышала звук СМС, который оповещал о снятии всех денег с её счёта. Переписки с «будущим жильцом» Мария в мессенджере уже не увидела — он всё удалил.

Что произошло?

Обман арендодателей набирает в России всё большие обороты. По данным компании F.A.C.C.T., сейчас работает как минимум шесть скам-групп, которые действуют по подобному сценарию и в которых «трудятся» свыше 4500 человек.

Впрочем, есть и вторая схема. Мошенники представляются риелторами и предлагают владельцам квартир сдать или продать недвижимость. Для этого собственники должны перейти на «сайт агентства», зарегистрироваться там и оставить данные для оформления сделки и получения денег, а затем — скачать специальное приложение. Вирусное ПО с этой программы перехватывает СМС и помогает преступникам похитить все деньги со счетов жертвы.

«Ваша пенсия теперь в цифровых рублях»

Иван Петрович получил электронное письмо от Банка России, в котором сообщалось, что его пенсия переводится в… цифровые рубли. Пенсионер ещё не слышал о такой валюте, а потому заволновался. Но с радостью обнаружил, что в том же письме есть предложение отказаться от изменений и продолжать получать выплаты в обычных российских рублях.

Иван Петрович перешёл по указанной ссылке и ввёл данные карты, на которую ему приходит пенсия. Мошенники списали с карты все имеющиеся там средства.

Что произошло?

Эксперты выявили схему с «цифровым рублём» и «переводом» на него пенсий и другие выплаты не так давно, однако уже понятно, что сценарий мошенникам нравится. Метод опасен тем, что нацелен на пенсионеров, которые, как правило, на «вы» обращаются с компьютером и не обладают достаточными знаниями в сфере кибербезопасности.

Злоумышленники вообще часто «следуют трендам». Так происходит и с Телеграмом: на волне новостей об его основателе Павле Дурове преступники атакуют пользователей мессенджера предложениями защитить свои данные или перенести их на некий «безопасный ресурс».

«Вам звонит сотрудник МВД»

Владимир ответил на поступивший звонок: оказалось, что звонят из МВД. Звонивший представился и сообщил о том, что банковскую карту Владимира пытаются взломать. Чтобы этого не допустить, необходимо прямо сейчас перевести деньги на особый «безопасный» счёт. Сделать это может только сам Владимир, ведь сообщать пароли, коды и реквизиты посторонним нельзя.

Мужчина доверился собеседнику — снял деньги в банкомате своего банка и положил их на счёт, который указал сотрудник, через другой банкомат. Звонивший сказал ждать дальнейших указаний — и исчез. Владимир, конечно, ничего не дождался.

Что произошло?

Владимир попался на одну из наиболее актуальных и опасных мошеннических схем в России. Преступники представляются сотрудниками правоохранительных органов или Центробанка — в обоих случаях они настаивают на переводе денег на некий защищённый счет. При этом они могут как запросить данные карты и коды, так и выбрать более хитрый путь, как в случае с нашим героем. Мошенники вызывают доверие тем, что не просят личных данных, и убеждают жертву сделать всё самостоятельно.

Какие ещё схемы используют мошенники

Фантазии у злоумышленников — хоть занимай! Так, в Саратове они начали звонить участникам процессов в… Первом кассационном суде общей юрисдикции. Преступники требовали у саратовцев коды из SMS-сообщений, чтобы якобы подтвердить явку на заседание. Коды эти, конечно, позволяют им получить доступ к Госуслугам, банковским картам и другим чувствительным данным.

А в ЯНАО мошенники подделывают прямой номер Сбера «900». Правда, звонят при этом через Viber. Но не всех это настораживает — и некоторые соглашаются «переустановить» банковское приложение через специальную ссылку. Итог печален, но предсказуем: люди теряют доступ к мессенджерам и Госуслугам.

Пенсионерам мошенники предлагают пройти диспансеризацию, в ходе «записи» узнают номер СНИЛСа или код из СМС и взламывают Госуслуги. Также пожилым гражданам обещают перерасчёт пенсии, начисление соцпособий, оформление полиса ОМС…

Семьи военнослужащих пугают тем, что они не получат положенные выплаты. От индивидуальных предпринимателей под видом ФНС требуют срочно предоставить налоговую декларацию по особой ссылке. Сотрудникам предприятий пишет или звонит их «руководитель», который убеждает пообщаться с представителем спецслужб и выполнить все его указания. Обладателей ипотеки от лица сотрудников банков запугивают просрочкой.

Родителям школьников и вовсе несладко: аферисты создают групповые школьные чаты! Или взламывают их. И присылают вполне себе стандартные сообщения якобы от имени директора школы или классного руководителя с просьбой сдать средства на нужды класса и школы. А ещё злоумышленники предлагают поддельные образовательные услуги, продвигают фишинговые интернет-магазины со школьными принадлежностями, приглашают принять участие в опросе или проголосовать за ребёнка в конкурсе…

Кто-то верит, что некое мобильное приложение поможет проверить подлинность купюр, и устанавливают его по ссылке от мошенников. Другие «ведутся» на предложение подзаработать простой сдачей «в аренду» своей банковской карты и лишаются денег или, что ещё хуже, становятся соучастниками преступлений (об этом явлении — дроппинге — мы говорили в прошлой статье). Третьим звонят якобы из «Почты России» и уверяют, что на их имя поступила зарубежная посылка. А дальше — по привычной схеме: «Не заказывали? Назовите код из СМС, чтобы оформить отказ».

Всё более актуальными становятся дипфейки — поддельные аудиосообщения и «кружки». Мошенники создают их с помощью искусственного интеллекта и фото и видео из взломанного аккаунта в Телеграме или соцсетях. От лица жертвы они просят все её контакты выручить финансово.

Распознать дипфейк непросто. Тем более что злоумышленники мимикрируют под владельца аккаунта и могут даже поговорить на привычные темы в нужном «стиле», прежде чем перейдут к денежному вопросу. Признаки обмана — нечёткое или смазанное изображение, отсутствие или неестественная мимика, различия в тенях, освещённости или оттенке кожи на видео, искажённый звук на аудио.

Кстати: все схемы мошенников, даже самые новые, всегда строятся на одних и тех же приёмах. Преступники пытаются напугать, а затем «спасти» жертву. Ведь во время стресса многие волнуются и теряют способность критически оценивать происходящее.

Как защититься от злоумышленников

О способах защиты от преступников, которые вовсю используют звонки и социальные сети, чтобы обманывать россиян, известно много. Но, как известно, повторение — мать учения, так что проговорим правила ещё раз.

Итак, никогда — повторяем, никогда:

  • Не сообщайте по телефону и в интернете личные данные. Даже если собеседники уверяют, что они сотрудники МВД, Центробанка или ФСБ.
  • Никому и ни при каких обстоятельствах не передавайте коды и пароли от банковских карт, приложений, социальных сетей и т. д. Никто не имеет права запрашивать их у вас.
  • Не вступайте в диалоги с незнакомцами, если вы не ждали звонка, например, из интернет-магазина. Мошенники прекрасно владеют социальной инженерией и способны «заболтать» даже самого подкованного человека.
  • Не переводите деньги по просьбе неизвестных. А по просьбе известных делайте это осторожно — сперва убедитесь, что действительно разговариваете со знакомым человеком, а не преступником под дипфейком.
  • Не принимайте опрометчивых решений на эмоциях, если вам сообщили о каком-либо взломе, утечке или другой проблеме с вашими данными или деньгами. Прекратите разговор и сами обратитесь в банк, к оператору сотовой связи, в госведомство или другую структуру, которая, по вашему мнению, может помочь, по официальным каналам.
  • Не вводите данные карты на непроверенных сайтах. Изучайте ресурсы, на которых покупаете товары или оплачиваете услуги. В адресной строке должны быть «https» и символ закрытого замка, в разделе «Контакты» — номера телефонов и адрес, сайт должен быть оформлен без ошибок, странного дизайна и кривых ссылок.
  • Не переходите по неизвестным ссылкам. Да, даже если вам прислал их родственник или друг. Придумайте с близкими секретный вопрос или пароль, чтобы проверять, с кем вы общаетесь. А ещё лучше — в любой подозрительной ситуации звоните человеку и по телефону уточняйте детали.
  • Не устанавливайте на телефон приложения по ссылкам. Скачивать программы можно только из официального магазина вашего устройства. Да и там заглядывайте в отзывы, чтобы убедиться, что приложение — не продукт мошенников.

Также регулярно проверяйте активные сессии в своих мессенджерах и социальных сетях, подключите СМС- или push-уведомления из банков, придумывайте сложные пароли и не ставьте одинаковые на разные аккаунты. Обязательно подключите везде, где возможно, двухфакторную аутентификацию — то есть подтверждение входа кодом из СМС-сообщения. Не лишней будет и отдельная карта для покупок в интернете.

Расскажите про мошенников своим детям, ведь злоумышленники активно пользуются детской наивностью и не останавливаются ни перед чем.

Если вы подозреваете, что попались на удочку мошенников, сразу обращайтесь в ваш банк. Возможно, операцию ещё можно остановить. Сообщите о произошедшем и в полицию. Подробнее о том, что делать, если перевёл деньги мошенникам, объясняли здесь.

Также в ряде случаев банк обязан вернуть деньги на ваш счёт — о законодательных изменениях, которые дополнительно обезопасили россиян, мы рассказывали в этой статье.

Рекомендуем периодически запрашивать свою кредитную историю. Это поможет вовремя заметить «лишние» кредиты и другую активность. Как быть, если на вас действительно оформлен чужой кредит, и можно ли этого избежать, вы узнаете из другой нашей статьи.

Эти в целом простые способы самозащиты уберегут вас от переживаний, а главное — от потери денег и персональных данных. Следуйте им и предупредите близких. И, конечно, читайте нас, чтобы узнавать о новых мошеннических схемах и о том, как с ними бороться!