Найти в Дзене

Общий порядок регистрации НКО

Некоммерческая организация (НКО) должна быть зарегистрирована в уполномоченном государственном органе, что является обязательным условием для её деятельности. В этой статье мы подробно рассмотрим ключевые аспекты процесса регистрации:
* Основные этапы процедуры;
* Необходимые документы;
* Куда следует обратиться для регистрации;
* Сроки выполнения;
* Возможные причины отказа в регистрации. Некоммерческая организация (НКО) представляет собой юридическое лицо, созданное для осуществления общественно полезной деятельности. В отличие от коммерческих организаций, цель которых — максимизация прибыли, НКО нацелена на достижение более значимых результатов в оказании услуг населению.
Основные источники дохода НКО включают членские взносы, пожертвования и средства, полученные от экономической деятельности. Для начала процесса создания НКО необходимы финансовые ресурсы. Они требуются для уплаты госпошлины, оплаты услуг нотариуса или юридической компании, изготовления печати, а также для выплаты
Оглавление

Некоммерческая организация (НКО) должна быть зарегистрирована в уполномоченном государственном органе, что является обязательным условием для её деятельности. В этой статье мы подробно рассмотрим ключевые аспекты процесса регистрации:

* Основные этапы процедуры;
* Необходимые документы;
* Куда следует обратиться для регистрации;
* Сроки выполнения;
* Возможные причины отказа в регистрации.

Понятие НКО

Некоммерческая организация (НКО) представляет собой юридическое лицо, созданное для осуществления общественно полезной деятельности. В отличие от коммерческих организаций, цель которых — максимизация прибыли, НКО нацелена на достижение более значимых результатов в оказании услуг населению.

Основные источники дохода НКО включают членские взносы, пожертвования и средства, полученные от экономической деятельности. Для начала процесса создания НКО необходимы финансовые ресурсы. Они требуются для уплаты госпошлины, оплаты услуг нотариуса или юридической компании, изготовления печати, а также для выплаты заработной платы сотрудникам, принятым в штат органа управления, и соответствующих налогов и страховых взносов.

Политика государства в отношении НКО направлена на поддержку объединений граждан и усиление их роли в повышении эффективности гражданского общества в целом. Приоритетными формами государственной поддержки деятельности НКО являются закупки товаров и услуг для бюджетных учреждений, субсидии, гранты и предоставление налоговых льгот организациям, оказывающим НКО экономическую помощь. Кроме того, для НКО важна консультационная и информационная поддержка со стороны органов власти.

Каждая НКО имеет свой устав, в котором закреплены основные положения ее деятельности, условия членства, формирования и использования денежных средств, а также общего имущества. Полученные доходы не распределяются между учредителями, как это происходит в коммерческих организациях, а направляются на достижение наилучших результатов в оказании общественно полезных услуг.

К числу основных сфер деятельности, где НКО играют значительную роль, относятся:

* образование, культура и наука;
* здравоохранение, физкультура и спорт;
* управление и оказание юридических услуг;
* социальная защита и благотворительность;
* охрана природы;
* религиозная сфера.

Основные формы НКО включают:
* общественные объединения;
* партии;
* союзы;
* фонды;
* автономные организации;
* адвокатские образования;
* кооперативы и товарищества;
* бюджетные и частные учреждения;
* религиозные образования.

Организационная основа создания НКО
— собрание учредителей. Итоги собрания оформляются протоколом. В определенных обстоятельствах единственный учредитель может принимать решение единолично. Легитимность деятельности НКО подтверждается успешной государственной регистрацией, которую необходимо пройти в течение трех месяцев после проведения собрания и принятия решения о создании НКО.

Существует целый ряд ограничений, касающихся учредителей НКО. Ими не могут быть лица со статусом иностранного агента, незаконно пребывающие в стране, а также имеющие отношение к террористической, экстремистской или иной противозаконной деятельности. Определенные требования предъявляются и к выбору наименования вновь созданной НКО.

Порядок регистрации

  • Законодательство

Деятельность некоммерческих организаций (НКО) регулируется законодательством, в частности Гражданским кодексом и Федеральным законом № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Отдельные федеральные законы определяют особенности работы различных форм НКО и конкретные направления их деятельности.

Процесс создания НКО завершается процедурой государственной регистрации.
Однако некоторые НКО могут работать по лицензии, например, предоставляя образовательные услуги. В таком случае некоммерческая организация не приобретает статус юридического лица.

В соответствии с федеральными законами № 7-ФЗ и № 129-ФЗ, Министерство юстиции России выпустило приказ, утвердивший административный регламент, который детально регулирует процедуру государственной регистрации НКО. В этом регламенте прописаны обязанности уполномоченного органа, требования к условиям предоставления услуги, сроки рассмотрения заявлений, правила приёма документов и выдачи результатов заявителю, порядок обжалования решений, а также правила межведомственного взаимодействия.

  • Кто и куда может обратиться

Общественные организации, имеющие всероссийский уровень, политические партии, отделения международных организаций и центральные религиозные объединения подают заявление в Министерство юстиции Российской Федерации. Остальные некоммерческие организации (НКО) представляют документы для регистрации в территориальное Управление Министерства юстиции России (Минюст).

Заявление составляется по установленной форме и подписывается лицом, которому учредители НКО предоставили соответствующие полномочия на общем собрании. Это может быть руководитель органа управления НКО, учредитель или другой участник процесса, которому доверили ведение дел. Если заявление подает кто-то другой, помимо вышеперечисленных лиц, его права должны быть подтверждены нотариально удостоверенной доверенностью.

Государственную услугу по регистрации НКО предоставляет Минюст. Однако запись о регистрации НКО в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) осуществляется территориальным Управлением Федеральной налоговой службы России (Налоговая служба) на основании межведомственного взаимодействия между ними. Заявитель в процессе подачи документов на регистрацию НКО и получения документов о регистрации имеет дело исключительно с Минюстом.

Документы можно подать следующими способами:

1. Лично. Узнать местонахождение и график приема заявлений можно на сайте министерства.
2. По почте. В этом случае необходимо составить опись вложений и объявить ценность отправления.
3. Через портал «Госуслуги» в электронном виде.

  • Срок рассмотрения

Максимальный срок, в течение которого предоставляется государственная услуга, составляет:

- для общественных организаций – 33 дня;
- для политических партий – 30 дней;
- для других некоммерческих организаций (НКО) – 17 дней;
- для религиозных организаций: в обычных случаях – 1 месяц и 3 дня, а если требуется проведение экспертизы – 6 месяцев и 3 дня.

Для регистрирующего органа, в данном случае Налоговой службы, установлен срок для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) – 5 рабочих дней с момента получения документов. На следующий рабочий день Налоговая служба сообщает об этом в Министерство юстиции.

  • Госпошлина

Заявитель, обращающийся за получением государственной услуги, должен оплатить государственную пошлину. Важно, чтобы плательщиком и заявителем был один и тот же человек.

Размер пошлины для некоммерческих организаций составляет 4000 рублей. Однако для заявителей от политических партий действует другая ставка — 3500 рублей. Для общественных организаций инвалидов, представляющих интересы инвалидов, размер пошлины значительно ниже — всего 1400 рублей.

Перечень документов


Создание

В комплект документов входят:

* Заявление о регистрации (форма Р11001) – 2 экземпляра;
* Учредительные документы (Устав НКО) – 3 экземпляра;
* Протокол собрания с решениями о создании НКО, утверждении Устава и избрании состава органа управления – 2 экземпляра;
* Информация об учредителях – 2 экземпляра;
* Сведения об адресе органа управления НКО;
* Чек об уплате государственной пошлины.

Обратите внимание, что для различных видов некоммерческих организаций (НКО) перечень документов может отличаться. Например, для общественных объединений требуются выписки из учредительных съездов или собраний, для политических партий – программа партии и решения съездов о создании партии, а для религиозных объединений – основы вероучения и подтверждение вхождения в централизованную структуру.

  • Ликвидация

**Перечень документов для добровольной ликвидации**

В случае добровольной ликвидации некоммерческой организации необходимо подготовить и представить в уполномоченный орган следующие документы:

* Заявление о ликвидации, подписанное председателем ликвидационной комиссии, избранным на общем собрании (форма Р15016).
* Ликвидационный баланс.
* Чек, подтверждающий уплату государственной пошлины.

По запросу Министерства юстиции в электронном виде предоставляются сведения из Пенсионного фонда Российской Федерации. Если же ликвидация происходит по причине банкротства, дополнительно прилагается решение арбитражного суда о принудительной ликвидации.

  • Изменения

Для регистрации изменений, не затрагивающих текст учредительных документов некоммерческой организации (НКО), необходимо представить следующие документы:

- Заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) по форме Р13014.
- Решение о внесении изменений в ЕГРЮЛ.
- Учредительные документы общественного объединения, на основании которых вносятся изменения в сведения об отделении этого объединения.

Если же изменения связаны с редакциями учредительных документов НКО, то необходимо представить:

- Заявление о регистрации изменений в учредительные документы (форма Р13014).
- Решение о внесении изменений.
- Новую редакцию учредительных документов.
- Чек об уплате государственной пошлины.

Следует отметить, что размер государственной пошлины за регистрацию ликвидации или внесения изменений в НКО такой же, как и за регистрацию при создании организации.

Требования к документам

Заявление о регистрации некоммерческой организации (НКО) необходимо подать не позднее трех месяцев с момента принятия решения о ее создании. Все документы, подаваемые в процессе регистрации, должны соответствовать установленным нормативным требованиям.

Заявления о регистрации, ликвидации и внесении изменений в учредительные документы НКО подаются по строго определенным формам, утвержденным Налоговой службой. Все документы должны быть пронумерованы, подшиты и заверены подписью заявителя. В заявлении указываются подробные сведения о заявителе (ФИО, адрес, контакты) и об учредителях, а также информация о местонахождении органа управления НКО.

Если заявитель лично подает заявление по установленной форме, нотариальное заверение не требуется.
Однако в случае подачи документов в электронном виде один из двух экземпляров заявления должен быть нотариально удостоверен.

Если в наименовании НКО используется символика, относящаяся к интеллектуальной собственности, или если в текст наименования включено полное название другой организации, пакет документов дополняется нормативными актами, подтверждающими права на их использование.

В случае, когда учредителем некоммерческой организации является иностранный гражданин, пакет документов должен быть дополнен документом, подтверждающим его юридический статус.

Результаты

Результатом предоставления государственной услуги по регистрации некоммерческой организации (НКО) является получение заявителем следующих документов:

- Свидетельство о регистрации НКО;
- Заверенные учредительные документы;
- Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ);
- Постановка на налоговый учет.

После получения всех необходимых документов, предстоит выполнить несколько дополнительных шагов:

- Изготовление печати;
- Открытие расчетного счета в банке;
- Получение кодов статистического учета.

В процессе рассмотрения документов на регистрацию, налоговая служба передает информацию о постановке НКО на учет в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. По завершении регистрации НКО получает уведомление о постановке на учет от указанных фондов.

Если же заявитель обращается с заявлением о регистрации реорганизации, ликвидации или внесении изменений в учредительные документы, результатом рассмотрения станет соответствующая выписка из ЕГРЮЛ.

Консультации

Министерство юстиции предлагает консультации по вопросам, связанным с подготовкой и подачей документов для регистрации некоммерческих организаций (НКО). Учитывая сложность процедуры и строгие требования к документам, важно получить разъяснения заранее.

Консультации доступны в различных форматах: лично, по телефону или почте, включая электронную.
Обычно у заявителей возникают вопросы по следующим аспектам:

- **Перечень и требования к документам** для конкретной категории НКО;
- **Сроки предоставления услуги**;
- **Порядок обжалования отказа в регистрации НКО**;
- **Размер государственной пошлины** для каждой категории НКО.

Учредители НКО могут обратиться за квалифицированной помощью в юридическую компанию. Это позволит им более качественно и быстро подготовить пакет документов, избежать юридических ошибок на всех этапах регистрации и правильно действовать в случае отрицательного решения по их заявлению.

Приостановка и отказ

Существует множество причин, по которым может быть приостановлена или отказано в регистрации некоммерческой организации (НКО). Как правило, это происходит, когда учредители пытаются самостоятельно решить все вопросы, связанные с созданием НКО и подготовкой необходимых документов для государственной регистрации. В таком сложном деле лучше обратиться за помощью к юристам.

Основные причины для отказа в регистрации:

- Несоответствие представленных документов требованиям федерального законодательства.
- Отсутствие части обязательных документов.
- Недостоверность сведений, содержащихся в документах.
- Отсутствие у заявителя права выступать учредителем НКО.
- Нарушение требований к наименованию НКО или наличие в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) организации с аналогичным названием.
- Отсутствие подтверждения уплаты государственной пошлины.
- Отсутствие у заявителя права принимать решение о ликвидации, реорганизации или внесении изменений в учредительные документы.

Если нарушения являются незначительными, такими как технические ошибки, помарки или неполный пакет документов, процедура регистрации может быть приостановлена. В этом случае заявитель должен в установленный срок исправить ошибки и повторно подать пакет на регистрацию. В такой ситуации госпошлина не уплачивается. Период приостановки не может превышать трех месяцев, и приостановка возможна только один раз.

Если же выявлены серьезные нарушения требований, принимается решение об отказе в регистрации, и пакет документов возвращается заявителю. После доработки документов и устранения всех замечаний заявитель имеет право на повторное обращение в Минюст. При этом госпошлина уплачивается заново. Отказ в регистрации можно обжаловать в суде.

Советы эксперта

Подготовка к созданию некоммерческой организации

Прежде чем приступить к созданию некоммерческой организации (НКО), необходимо тщательно обдумать свое решение. Дело, которому вы хотите посвятить свои силы и время, должно быть по-настоящему полезным для людей. Убедитесь, что услуги вашей НКО будут востребованы и что эта ниша еще не занята другими организациями. Возможно, ваша деятельность будет приносить хороший доход и даже прибыль, и тогда стоит рассмотреть возможность создания коммерческой организации. Если вам потребуется зарегистрировать свой бизнес, вы можете воспользоваться этой бесплатной ссылкой.

Изучение законодательства и выбор формы НКО

С самого начала уделите время на изучение законодательства в данной сфере. Обратите особое внимание на юридические нормы и требования к оформлению документов. Серьезно подойдите к выбору формы и наименования НКО. Воспользуйтесь интернет-ресурсами, чтобы ознакомиться с порядком создания и регистрации НКО, а также с опытом других специалистов в этой области.

Консультация в Минюсте

Обратитесь за консультацией в Минюст в любой удобной для вас форме. Наиболее разумным решением для решения большого комплекса проблем, возникающих в процессе создания и регистрации НКО, является обращение к услугам хорошо зарекомендовавшей себя юридической компании. Услуги юристов платные, но их помощь позволит вам сэкономить время и силы, а также быть уверенными в правильности всех совершаемых шагов.

Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!