Право отказаться от участия в автоакциях у продавцов есть, но, по их словам, часто они просто не успевают это сделать, и их товары продаются по цене, которую устанавливают не они. Как маркетплейсы регулируют этот вопрос и планируются ли изменения в договорах?
Обновлено в 22:33
Предложение, от которого не успеваешь отказаться. Селлеры жалуются на механизм автоакций, который активно используют у себя маркетплейсы. Они автоматически устанавливают скидки на товары продавца без его согласия и за его счет. Право отказаться от них есть, но, по словам самих селлеров, часто они просто не успевают это сделать.
История с автоакциями началась с Ozon. В 2023 году он внедрил этот механизм как инструмент, помогающий селлерам не отслеживать поток доступных акций. Продавец устанавливал минимально допустимую цену на товар, а маркетплейс самостоятельно включал его в подходящие под критерии акции и определял стоимость, исходя из цены продажи и минимальной цены. Выход из акции, по словам представителей Ozon, доступен уже больше года:
«Ozon заранее предупреждает продавцов о грядущих акциях и распродажах и отправляет об этом уведомления на почту и в личный кабинет. Не исключаем, что продавец может пропустить несколько напоминаний о том, что его товар автодобавлен в акцию, поэтому в любой момент из нее можно выйти. Напомним, что за участие в акциях продавцы получают не только больше продаж, но и выше позиции в поиске и каталоге, размещение на странице акций и яркий бейдж на карточках товара».
Эстафету в прошлом году подхватил Wildberries и сразу встретил волну недовольства со стороны продавцов. Дело в том, что маркетплейс фактически начал принуждать их участвовать в акциях. А если селлер отказывался, то комиссия за товар повышалась в разы. Wildberries эти условия отменил, и механизм стал работать практически как у Ozon.
Во всех случаях продавцы как бы самостоятельно принимают решение — участвовать им в акции или нет. Только не все успевают вовремя это сделать.
В частности, Wildberries оповещает за три рабочих дня о периоде акции и о тех товарах, которые в ней участвуют. Отслеживать это можно только в меню — в ценообразовании акций и личном кабинете. За это время продавец может отказаться от скидки. А если не успел, то она автоматически активируется. Размер скидки — от 5% до 25% в зависимости от товара и его оборачиваемости. В редакцию Business FM с этой проблемой обратился владелец магазина мебели Domkorleone Антон, у него эта скидка максимальная:
Антон владелец магазина мебели Domkorleone «Они присылают эти акции, в которых ты можешь участвовать, и автоматически весь товар добавляют в эту акцию. Скидку делают самостоятельно, исходя из каких-то своих расчетов. После этого есть время, если ты зашел в личный кабинет, удалить этот товар, если ты пропустил, не зашел в личный кабинет, не проверил, что тебе пришла скидка, то автоматически просто ты участвуешь в акции за свой счет. После этого они отнимают свою комиссию. То есть стоил товар тысячу рублей: минус 30% — наша добровольная скидка, минус 14% — комиссия Wildberries, минус доставка. В итоге мы получили такую стоимость».
Санкций за отказ от акции нет, это влияет лишь на продвижение в поиске каталога платформы. Если участвуешь, то твой товар показывается чаще. Участие в этих акциях не является принудительным, отмечает представитель Wildberries Russ Дмитрий Борщевский:
Дмитрий Борщевский представитель Wildberries Russ «Продавец может в любой момент, как до начала акции, так и в случае, если акция уже действует, изменить цену на первоначальную и вывести товар из акции. Условия каждой акции индивидуальны, как и применяемая в рамках акции скидка. К концу сентября мы намерены доработать автоакции на платформе. Предоставим продавцу возможность заранее установить минимальную цену на товары: если рассчитанная акционная цена будет ниже минимальной цены продавца, то скидки в рамках автоакции на такие товары не будут установлены. Также будет добавлена возможность блокировки участия товаров в автоакциях. Это решение позволит продавцам ограничить участие отдельной продукции в акционных предложениях, если они считают, что это не соответствует их стратегии продаж».
Обе упомянутые опции будут действовать 30 дней, после чего настройки потребуется обновить. Только вот основную проблему это вряд ли может решить, говорит продавец товаров для сада и дачи на Wildberries Глеб:
«Только за сентябрь Wildberries уже запустил таких четыре автоакции. Люди многие уходят в минус из-за того, что и так комиссия, логистика, хранение большие, плюс еще накладывается эта акция, которая идет за счет средств селлера. Как можно выйти из этой ситуации? Есть специальные программы — биддеры, которые позволяют регулировать цену, чтобы не участвовать в акциях. Сервисы такие платные. Либо нужно заранее отслеживать участие в акциях. По-хорошему, инициатива должна быть со стороны селлера. А здесь — инициатива со стороны самой площадки маркетплейса, принуждая селлеров, особенно новичков, участвовать в акциях, которые навязаны самой площадкой».
Согласно офертам маркетплейсов, скидка считается установленной с согласия продавца. Но, как говорится, есть нюанс.