Найти тему
Журнал 4x4Club

Дмитрий Леонтьев: TOP GEAR в исполнении комиков

Оказалось, что настоящая российская версия Top Gear появилась совсем недавно. Примерно, год назад. По иронии судьбы она выходит без знаменитого британского названия и в ней нет ни одного автомобиля. Тем не менее это Top Gear – такой, каким он должен быть.

Я знаю о чём говорю, потому что пересмотрел все выпуски Top Gear, а некоторые из них не по одному разу. Поэтому когда в России запустили франшизу культового телепроекта, я внимательно следил за каждой серией. Однако, попытка, к сожалению, провалилась. Почему? Этот вопрос требует развёрнутого ответа.

По моей теории, успех британского телепроекта был основан на старой сказке про Винни Пуха. Трое ведущих программы полностью соответствовали героям этой истории. Неуклюжий, вечно что-то ломающий Джереми Кларксон – это Винни Пух. Занудный интроверт Джеймс Мэй – ослик Иа. Торопливый и наивный Ричард Хаммонд – Пятачок. Я уверен, что химия была именно в этом, потому что у британцев много сюжетов завязано именно на трёх персонажах. Первое, что приходит на ум, классика жанра – «Трое в лодке, не считая собаки».

Однако это лишь первый слой. Если копнуть глубже, то магия Top Gear в том, что ведущие шоу прекрасно чувствовали себя в компании друг друга – расслаблялись и следовали своей природе. Они были искренними. Никто не играл чужой роли. Если бы камер не было, троица всё равно прекрасно проводила бы время. Это, во-первых. Кроме того, в их диалогах всегда присутствовал приятный ушам зрителей коктейль добродушия и неуклюжести. Следить за симпатичными, и вечно попадающими в истории людьми, любят все. Это, во-вторых. Ну и конечно, народу нравилось, что они достаточно самоуверенные, чтобы делать выводы вселенского масштаба. Замечу, что возникающую здесь тонкую грань с цинизмом и высокомерием британцы никогда не переходили.

-2

Уверен, что сами создатели Top Gear (в частности, продюсер проекта Энди Уилман) этого не понимали. Иначе они чётко объяснили бы эти нехитрые секреты успеха нашим теле-боссам при запуске франшизы. Но этого не случилось, и в России подобрали трёх абсолютно равнодушных друг другу ведущих, которые откровенно играли на камеру и были неестественны в кадре. Больше того, Фоменко, претендовавший на роль Джереми Кларксона, был в высшей степени циничен и высокомерен, что сразу же блокировало народную любовь – таким персонажам не сопереживают. Неудивительно, что франшиза прогорела, ведь были нарушены все базовые принципы успешного телепроекта.

А теперь о настоящем российском Top Gear, в котором нет автомобилей и британского названия, но который был бы мега-успешным и никогда бы не закрылся. Это шоу «Кстати», с Гариком Харламовым, Азаматом Мусагалиевым и Денисом Дороховым. Мало того, что каждый из них практически копирует британских ведущих, так они ещё и существуют в той самой органике, которая была в настоящем Top Gear. Харламов – ленивый и бескомпромиссный, как Джереми Кларксон. Дорохов – суетится, как Хаммонд. Да и роста он почти такого же. Азамат постоянно нудит, как Джеймс Мэй. Когда у ведущих есть химия, их можно поместить в любой контекст. Ведь хорошее шоу – это, по сути, сериал про его ведущих. Поэтому, если бы Энди Уилман в 2002 году задумал не автомобильный проект, а, к примеру, передачу про сельское хозяйство, она тоже побила бы все рейтинги.