Где: Москва, Музей Изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки
Адрес: улица Волхонка, 14
До: 20 октября 2024
Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина, приуроченная к юбилею советской авангардистки Варвары Степановой, знакомит зрителей не только с ее творчеством, но и с работами других художниц начала XX века, их судьбы пересекались на протяжении 1910–1930-х годов. Организаторы выставки отошли от клише “амазонки русского авангарда” и назвали выставку “Подруги”.
Главные героини экспозиции — Варвара Степанова, Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Их связывали и творчество, и дружба.
Варвара Степанова была супругой и единомышленницей Александра Родченко, одного из основоположников конструктивизма.
Творчество подруг можно назвать лабораторией русского авангарда: новые подходы не только к живописи, но и к театральной сценографии, к дизайну и моде, к книжной графике, со всеми аспектами деятельности единомышленниц познакомит вас выставка.
Но не секрет, что далеко не всем авангард близок, если он вам интересен, то, конечно, будет интересна и выставка, если же вы визуально не воспринимаете работы авангардистов, то я сделала подборку цитат из дневника Варвары Степановой, чтобы вы могли погрузиться в атмосферу столетней давности духовно и интеллектуально.
“Малевич находит супрематизм, но до выставки молчит, хочет сорвать выставку, добивается, что она названа последней футуристической, ему помогает И. Пуни и «Пунька» (Богуславская). Татлину ставятся драконовские условия, так что он не может при них выставить рельефы — московская группа (Удальцова, Попова, Экстер) требуют от петроградцев изменения этих условий под угрозой «не участвовать». Петербуржцы согласны — Татлин везет рельефы… С Малевичем атмосфера сгущается, чувствуется, что он что-то нашел, но молчит. Прилагают все усилия узнать, как он назовет свои вещи…”
“Собрание у Экстер (Шикарный номер в гостинице, ее безделушки, сама эксцентричная, все время курит, фрукты, пирожные) — Удальцова, Попова, Малевич и Клюн — время 12 ч. ночи, ничего не удалось узнать… Клюн что-то скрипит, Малевич молчит. Удальцова — бледнеет. Экстер — вся в пятнах на лице, Попова — полосатая… Малевич произносит: «Я открыл супрематизм», — поясняет его…”
“Попова, чтобы отомстить Малевичу, вешает в своей комнате плакат "Комната профессионалов живописи", помогает ей Удальцова - опять происходит скандал. Розанова во всех этих перипетиях попала в середину - и не к Малевичу, и не к Татлину - правда, и она пережила, как сама говорила, отвратительное состояние, когда стала чувствовать, что Малевич что-то открыл; но она скоро почувствовала, в чем дело, и написала наспех к выставке несколько супрематических работ.”
“Малевич уже договорился до точки… в комнате мистикой пахнет… предлагает объединиться, пропагандировать супрематизм, сделаться новыми беспредметными, тогда и лица будут каким-то другими… Далее Малевич договорился до того, что, может быть, уже теперь не надо больше и писать, а только проповедовать… Родченко вступает с ним в полемику… и обливает холодной водой его мистические предположения.”
“Малевич создал философию квадрата, как той формы живописи, по которой, он думал - пойдет живопись, но живописи у него нет, конечно, как и все то, что им сделано до супрематизма, есть ничто, и он сам открещивается от прошлого, в Розановой - наоборот, - она живописец, и то, что среди супрематизма, есть настоящая замечательная живопись - цвет.”
“Особенная черта русских живописцев - индивидуальность, отсутствие школ и даже групп, группы фактически были, но их часто соединяла не тождественность исканий, а только тождественность стремления двигаться вперед. Русская живопись также анархична по своим принципам, как и Россия по своему духовному движению. У нас нет школ, и каждый художник - творец, каждый самобытен и резко индивидуален, будь он новатор, будь он синтетик, будь он реалист.”
“Беспредметное почувствовали живописцы в разных концах света, не зная друг друга, и может быть, интуитивно пришли к выводу — «борьба предмету». Особенно это характерно для России, где почти все чуткие молодые живописцы пришли к отрицанию предмета в живописи, и родина беспредметности — Россия… это понятно — издавна она была страной духа.”
“Живописец сегодняшнего дня не знает предела своей безудержности в желании постигнуть и овладеть живописной техникой.”
“Существенным и законным оправданием существования искусства является движение вперед, беспрерывное и абсолютное.”
“Искусство стремится проникнуть в будущее, а не возвратиться к прошлому.”
“Человек не может жить без чуда. По природе своей он живет полной жизнью тогда, когда изобретает, открывает, производит опыты. Процесс открывания чуда, т. е. непонятного, или разоблачения, дает мотив для его духовной деятельности, будь то мышление, работа над каким-нибудь сооружением или просто организация своей личной жизни.”
“Чем больше в искусстве непонятного, тем оно больше действует, тем оно менее утилитарно в прямом смысле и больше в переносном, как побудитель к творчеству.”
“В произведении чудо, т. е. непонятное, должно быть и в творческом моменте, и в его техническом выполнении; формальное его выполнение стремится быть таким же непонятным, как и первый творческий момент его зачатия.”
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Пушкинский_музей #Подруги #выставки_Москвы #Шедевральные_маршруты #Ольга_Розанова #Александра_Экстер #Варвара_Степанова