По всей автотрассе М-11 "Нева" запущено движение полностью беспилотных грузовиков.
Движение автотранспорта по видеосвязи открыл вице-премьер России Виталий Савельев. Торжественная церемония запуска состоялась в ходе форума "Цифровая транспортация".
"…Дан старт полностью беспилотного движения по всей трассе М-11 …Стартовали беспилотные грузоперевозки по трассе М-11 "Нева" без водителей", - сообщил Минтранс РФ.
Для контроля за движением беспилотников представили цифрового двойника трассы М-11. Он представляет собой высокоточную цифровую карту дороги и ее инфраструктуры.
"При запуске беспилотного движения без водителя был представлен цифровой двойник трассы М-11, созданный компанией "СофтТелематика" (входит в концерн "Телематика"). Он обеспечивает круглосуточный контроль за движением всех беспилотников в режиме реального времени", - говорят в министерстве.
Цифровой двойник также включает в себя центр управления, который собирает данные о состоянии дороги в реальном времени и подключается к интеллектуальной системе управления дорожным движением. Это позволяет системе управления беспилотных грузовиков получать актуальную информацию о трафике, погоде и происшествиях на трассе.
Беспилотное движение на трассе М-11
Тестовое движение беспилотных грузовиков было запущено на М-11 в середине прошлого июня. С 19 января и до конца года на трассе действует бесплатный проезд для таких машин.
"В июне прошлого года мы начали беспилотные грузоперевозки между двумя столицами. На маршрут вышли автономные тягачи. Сначала на трассе работало три автомобиля, а за год их число увеличилось до 22. Они проехали более трех миллионов километров и перевезли свыше 330 тысяч кубометров груза. К концу года автопарк вырастет до 43 машин, а в следующем году составит уже 93 автомобиля", - передает слова Савельева ТАСС.
По его данным, беспилотники проехали без аварий более трех миллионов километров за полтора года. Водитель-тестировщик теперь может окончательно занять пассажирское место.
В Минтрансе также заявили, что с вводом в эксплуатацию трассы в обход Твери в июле 2024 года автомагистраль М-11 стала полностью доступной для движения беспилотного автотранспорта. До этого момента, согласно экспериментальному правовому режиму, водитель беспилотного грузовика был обязан находиться за рулем машины при въезде в город.
В рамках проекта крупнейшие грузы перевозят ведущие компании отрасли и ритейлеры, такие как "Национальный перевозчик", "Глобалтрак", "ПЭК", Х5, "Магнит", "Газпромнефть-Снабжение" и Wildberries.
Проект "Беспилотные логистические коридоры" на М-11 считается первым шагом к беспилотным грузоперевозкам по всей России.
Ради этого власти ввели экспериментально-правовой режим, который позволяет протестировать все аспекты внедрения технологий, нормативно-правовое регулирование и бизнес-модели. Беспилотные грузовики могут доставлять коммерческие грузы по этому маршруту, но, по действующему законодательству, в кабине обязательно должен присутствовать водитель и контролировать ситуацию.
В августе этого года ЭПР также был расширен на трассы М-12 "Восток" и ЦКАД.
Для чего нужны беспилотные грузовики
В Минтрансе указывают, что беспилотные грузовики в отличие от традиционных, не подвержены ограничениям по режиму труда и отдыха, что позволяет им работать круглосуточно без перерывов. Так, этот фактор значительно увеличивает скорость доставки товаров, поскольку они могут перевозиться в любое время без простоя автомобилей. Кроме того, использование этих машин оптимизирует логистические процессы.
Например, использование беспилотных грузовиков сократило время кругового рейса между Москвой и Санкт-Петербургом с трех до полутора суток.
Кроме того, замгендиректора по логистике 3PL-оператора NC Logistic Артем Васканян заявил, что применение беспилотных технологий позволит облегчить проблему нехватки водителей грузовиков.
"Отчасти решить кадровую проблему можно за счет беспилотных технологий, которые, например, подойдут для межскладских перемещений, где задействовано большое количество водителей. С маленькими расстояниями и простыми операциями вполне справятся беспилотные автомобили, если правильно настроить все алгоритмы…", – считает он.
Нехватка дальнобойщиков в России
Эксперт подчеркивает, что на сегодняшний день в России наблюдается нехватка водителей грузовых автомобилей. По его словам, в первую очередь эта проблема связана с низким притоком молодежи в профессию. Так, дальнобойщиками в основном работают люди старше 50 лет.
"Престиж специальности сильно упал, поэтому молодые кандидаты даже за хорошую зарплату не готовы устраиваться водителями крупнотоннажных грузовых авто. Основные причины предвзятого отношения к профессии - большая нагрузка, материальная ответственность за товар и состояние трака, постоянное давление относительно сроков доставки и стереотипный образ дальнобойщика", – признал он.
По его мнению, помимо использования беспилотных грузовиков необходим масштабный запуск профильных учебных программ в колледжах. Кроме того, сами образовательные программы должны быть разработаны программы совместно с логистическими компаниями.
"Подобное обучение - эффективный способ разрушить многочисленные стереотипы о дальнобойщике и привлечь молодежь. Одним лишь увеличением заработной платы не повысить престиж профессии, здесь эффективен только комплексный подход, включающий активную просветительскую работу", – заявил Васканян.
Эксперт считает, что логистические компании также должны предлагать водителям комфортные условия работы. По его словам, они должны обеспечивать водителей исправными автомобилями, а также регламентировать их режим труда и отдыха, оплачивать ночевки в гостинице, ДМС, а также дополнительные выплаты в виде премий.