Россия — наша огромная и многогранная страна, в которой сплетаются различные народы, культуры и верования. Однако среди всех этнических групп, что существуют на территории России, один из крупнейших финно-угорских народов выделяется своей сложной историей принятия христианства. Несмотря на влияние православия, которое распространилось среди многих народов России, этот народ долгое время сохранял свои национальные религиозные традиции и с трудом принимал новую религию.
Этот важный процесс, по данным разных исторических сводок, был полон конфликтов и сопротивления, что делает историю здешней христианизации особенно интересной. Но почему же этот народ так упорно сопротивлялся и как православие в конце концов стало частью их жизни? Давайте разберемся.
Мордва — крупнейший финно-угорский народ России
Мордва — один из древнейших и крупнейших финно-угорских народов России. Она делится на два субэтноса — мокшан и эрзян, каждый из которых имеет свой язык и особенности. Эти народы живут преимущественно на территории современной Республики Мордовия, а также в соседних областях, таких как Пензенская, Нижегородская и Рязанская. По поводу численности я делал отдельный материал, важно просто отметить, что общая численность мордвы в Мордовии составляет 290,7 тысяч человек, в России — 484,5 тысяч, что действительно делает мордву крупнейшим финно-угорским народом нашей страны. Тех же удмуртов, к слову, 386,5 тысяч.
В этнографическом плане мордва отличается своими богатыми традициями, многовековыми обычаями и уникальной культурой. Однако в XVI–XVIII веках этот народ столкнулся с важным историческим вызовом — христианизацией, которую власти Русского Царства, а позже и Российской империи, проводили с целью интеграции народов в православную культуру.
Почему мордва с трудом принимала православие?
Распространение православия среди некоторых народов Поволжья было долгим и сложным процессом. Мордва, как и многие другие финно-угорские народы, была глубоко привязана к своим языческим традициям, которые включали поклонение природе, культы предков и духам. Эти верования были неотъемлемой частью их повседневной жизни и сохранялись вплоть до XVIII века.
Даже в начале XVIII века немецкий ученый Филипп фон Страленберг замечал, что мордва в значительной мере оставалась привержена язычеству. Нельзя не упомянуть и тот факт, что сам патриарх Никон, один из ключевых церковных реформаторов XVII века, был по происхождению мордвином. Однако даже это не ускорило процесс христианизации среди его соплеменников.
Сопротивление мордвы православию доходило до крайностей, включая восстания и выступления против архиепископов.
Принудительная христианизация и ее последствия
В ответ на сопротивление мордвы власти Московского государства начали активную кампанию по христианизации. С 1681 года крестившимся мордве начали предоставлять налоговые льготы, а царский указ 1706 года предписывал ускорить крещение мордовского населения.
В 1700 году в Киевской духовной академии начали готовить миссионеров для работы с мордовскими крестьянами. Одной из мер, которые активно поощрялись, было переселение русских крестьян в мордовские деревни и, наоборот, мордвы — в русские. Это должно было способствовать быстрой ассимиляции и христианизации местного населения. Более того, поощрялись браки между крещеными мордвинами и русскими, что должно было укрепить связи между двумя народами.
Однако эти меры не всегда приводили к желаемому результату. Аграрные реформы и насильственные методы христианизации вызывали протесты и крестьянские восстания. Одним из самых крупных восстаний стал сильный бунт в Терюшевской волости в 1743–1745 годах, в котором участвовало около 6 тысяч человек.
После восстаний власти были вынуждены изменить тактику, отказавшись от насилия в пользу предоставления дополнительных льгот и прав крещеному населению. Этот метод, к слову, оказался гораздо более успешным — к 1760 году около 70% мордвы приняли православие.
Как православие стало частью мордовской культуры
Несмотря на длительный процесс христианизации, к началу XIX века православие уже прочно вошло в повседневную жизнь мордвы. Народные обычаи и обряды стали постепенно наполняться христианскими элементами, а православие стало частью их культурной идентичности.
По Всероссийской переписи населения 1897 года, уже 98,8% мордвы считались православными. Язычество к тому времени среди представителей народа практически исчезло, однако многие древние верования и традиции сохранились в народной памяти и бытовых обрядах.
Итоги. Трудный путь к православию
История христианизации мордвы — это яркий пример того, как сложны могут быть процессы культурной и религиозной ассимиляции. Несмотря на сопротивление и даже восстания, мордва в конечном итоге приняла православие, и этот процесс стал важным этапом в истории российского государства.
Сегодня мордва сохраняет свою уникальную этническую идентичность, но православие, которое когда-то встретило столь сильное сопротивление, стало неотъемлемой частью их жизни.
В заключение хотел бы отметить, что мордва, как крупнейший финно-угорский народ России, прошла через долгий и сложный путь интеграции в православную культуру. Вопреки первоначальному сопротивлению, народ сумел найти баланс между своими древними верованиями и новой религией, которая со временем стала частью их культурного наследия.