Три ордера, которые изменили облик архитектуры навсегда: дорический, ионический и коринфский
Для древних греков храмы были не просто местами поклонения богам, но и величественными символами их общества и культуры. Эти грандиозные сооружения возводились на самых высоких точках каждого города в Греции и на покоренных территориях по всему Средиземноморью, словно стремясь достичь небес. У подножия храмов бурлила жизнь: здесь размещались общественные собрания, гражданские здания, гимназии, стадионы, театры и жилые дома.
Сегодня остатки греческих городов можно найти в Италии, на Сицилии и в Турции. Задумайтесь, почему они сохранились до наших дней? Одной из причин является то, что греки строили свои храмы, амфитеатры и другие крупные общественные здания из прочного известняка и благородного мрамора. Каменные блоки скреплялись бронзовыми или железными штырями, залитыми расплавленным свинцом — такая гибкая система позволяла сооружениям выдерживать даже землетрясения.
Греческая архитектура следовала четко структурированной системе пропорций, где каждое архитектурное звено гармонировало с целым зданием. Эта система воплощалась в трех стилях, известных как ордера.
Каждый ордер представлял собой определенный набор правил и составлялся из вертикальной опоры — колонны, которая простирается от основания внизу до капители наверху, напоминая ноги, тело и голову человеческой фигуры. Капитель — верхняя часть колонны — часто украшалась стилизованными природными формами, такими как рога животных или листья растений. Она поддерживает антаблемент — горизонтальный элемент, который делится на три части:
- Архитрав — нижняя часть антаблемента, несущая основную нагрузку.
- Фриз — средняя часть, часто украшенная скульптурными рельефами.
- Карниз — верхняя часть, завершающая композицию и защищающая здание от дождя.
Эти элементы дополнялись декоративными деталями и орнаментами, создавая впечатляющий визуальный эффект.
Считается, что изначально греки строили свои ордера из дерева, но со временем перешли на камень, сохранив при этом прежние формы. Например, концы деревянных балок, поддерживающих крышу, были трансформированы в каменные триглифы («три желобка») — декоративные элементы антаблемента над капителью колонны.
Поначалу греки использовали только один ордер для здания. Однако, спустя несколько столетий, они стали более смелыми в своих архитектурных экспериментах и иногда комбинировали разные ордера: один для внешнего оформления, другой — для интерьера. Пропорции ордеров совершенствовались с течением времени, становясь все более грациозными и изящными.
Многие считают, что ордера — это лишь пропорция колонн и характерные капители. Но на самом деле важна сама концепция порядка и гармоничной взаимосвязи элементов. Каждый ордер — это система пропорций, охватывающая всю конструкцию и придающая ей единство и целостность. В статье я предлагаю узнать вам о трех самых распространенных ордерных системах: дорической, ионической и коринфской.
Дорический ордер: тяжелая простота
Дорический ордер — самый старый, простой и массивный из трех греческих архитектурных ордеров, который использовался в храмах начиная с VII века до н. э. Колонны в этом стиле располагаются близко друг к другу и часто не имеют баз, опираясь непосредственно на стилобат. Тело дорических колонн иногда украшено вогнутыми каннелюрами, которые добавляют изящную текстуру поверхности.
Капители дорических колонн просты и элегантны: внизу находится округлая часть, называемая эхином, а сверху — квадратная плита, известная как абака. Антаблемент отличается характерным фризом, украшенным вертикальными выступами, именуемыми триглифами. Между триглифами расположены метопы — пространства, которые обычно заполнялись скульптурными рельефами и орнаментами. Фриз отделен от архитрава узкой полосой, называемой регулой.
Все эти элементы вместе образуют прямоугольную конструкцию, окруженную двойным рядом колонн, что создает впечатление смелого единства и мощи. Дорический ордер достиг вершины своего совершенства в Парфеноне — великом храме Афин.
Будучи самыми древними, дорические колонны стали основой храмовой архитектуры начала VII века. Двойной ряд дорических колонн передавал ощущение солидности и единства, делая здания величественными и внушительными.
Ионический ордер: ищите два свитка
Следующим значимым ордером, разработанным греками, стал ионический. Он получил свое название благодаря происхождению с Ионических островов в VI веке до н. э. Римский историк Витрувий сравнивал этот изящный и элегантный ордер с женской формой, противопоставляя его более массивному и суровому «мужскому» дорическому ордеру.
Ионический ордер легко узнать по его характерным двум завиткам — волютам — которые украшают капитель колонны. Эти волюты, возможно, были вдохновлены раковинами наутилусов или рогами животных, придавая архитектуре связь с природными формами. Между волютами находится изогнутая часть, украшенная овальными орнаментами, известными как «ионики», добавляя изысканности и детализации.
Над капителью располагается более узкий, чем у дорического ордера, антаблемент с фризом, содержащим как правило непрерывную полосу рельефов. Этот элемент позволяет создавать богатые декоративные композиции и оживлять фасады зданий. Ионический ордер часто использовался в небольших зданиях и интерьерах, где требовалась особая изящность и утонченность.
Одним из самых ранних и впечатляющих примеров ионического ордера является крошечный храм Ники Аптерос у входа в афинский Акрополь. Спроектированный и построенный архитектором Калликратом примерно в 448-421 гг. до н. э., этот храм демонстрирует мастерство греческих зодчих и их стремление к гармонии и красоте.
Появившись вскоре после дорических колонн, ионический ордер отражает эволюцию греческой архитектуры и стремление к разнообразию и выразительности форм: его изящество и символика женственности делают его неотъемлемой частью истории искусства и источником вдохновения для современных архитекторов.
Коринфский ордер: изысканный, но не такой популярный
Третий и самый изысканный из древнегреческих архитектурных ордеров — коринфский — выделяется своей элегантностью и декоративностью. Названный в честь города Коринфа, он был, по преданию, изобретен скульптором Каллимахом в конце V века до н. э. Легенда гласит, что вдохновением для него послужил вид кубка, окруженного пышными листьями аканта, найденного на могиле юной девушки.
Коринфский ордер по своей базе, колонне и антаблементу схож с ионическим. Однако его капитель отличается исключительной пышностью: два яруса изящно вырезанных кудрявых листьев аканта устремляются вверх, придавая колонне неповторимую легкость и изящество.
Несмотря на свою красоту, коринфский ордер использовался древними греками нечасто. Возможно, сложность исполнения и стремление к сдержанности в архитектуре ограничивали его популярность. Самая старая из известных коринфских колонн находится в храме Аполлона в Бассах, относящемся к V веку до н. э., что подчеркивает его историческую значимость.
Интересно, что хотя коринфский ордер не получил широкого распространения в Греции, он оказал огромное влияние на римскую архитектуру. Римляне высоко оценили его декоративные качества и сделали одним из основных элементов своей архитектуры.
Кроме трех основных греческих ордеров существовали также тосканская и композитная колонны. Однако они не нашли широкого применения у греков и были развиты позднее в римской архитектуре, добавляя новые штрихи к богатой истории архитектурных форм.
Архитектурная иллюзия древних греков: колонны прямые или изогнутые?
Древние греки неустанно стремились к совершенству в облике своих зданий. Казалось бы, парадокс: чтобы колонны выглядели абсолютно прямыми, их слегка выгибали наружу. Все из-за оптической иллюзии, заставляющей вертикальные линии на расстоянии казаться вогнутыми. Этот изящный прием они назвали энтазисом, что в переводе с греческого означает «напряжение».
Представьте себе величественный Парфенон: каждый элемент его конструкции тщательно просчитан. Отношения между колоннами, окнами, дверными проемами и другими деталями постоянно анализировались, чтобы найти идеальные пропорции, гармонирующие с природой и человеческим телом. Симметрия и единство частей с целым были не просто архитектурными принципами, а отражением демократического полиса, на которых основывалась греческая цивилизация.
Так почему же древние мастера шли на такие хитрости? Все для того, чтобы каждый, кто смотрел на их творения, ощущал гармонию и совершенство, даже если для этого приходилось немного обмануть глаз.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой — искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично»
Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды.
Еще почитать:
• Что значит фраза «Et in Arcadia Ego»? Популярные интерпретации
• Кошки в искусстве: от классики до наших дней
•Хокусай — отец современной манги?
• Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал?
• Поль Дюран-Рюэль: человек, который спас импрессионистов от забвения
• 4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства
Понравился текст? Поддержите меня лайком
Подпишитесь, чтобы не пропускать новые посты!