Найти тему
CrystalSound

Загадочный Леонардо да Винчи.

Мадонна Бенуа.

Листая архивный выпуск литературного журнала «Нива», датированный январем 1914 года, мы наткнулись на короткую, но весьма любопытную заметку:

«Картинная Галлерея Императорского Эрмитажа обогатилась новым ценным приобретением: у известного архитектора Л.Н. Бенуа куплена картина знаменитого художника – Леонардо-да-Винчи: «Мадонна». Судьба этой картины весьма замечательна. Она была случайно приобретена сто лет тому назад прадедом супруги г. Бенуа, г. Сапожниковым… в Астрахани».

Невероятно, но кроме фантастического для картины такого уровня провинанса, журнальная заметка тихо и незаметно сообщает о последнем знаковом приобретении Эрмитажа. Покупка полотна Леонардо у семьи Бенуа за 150 000 рублей накануне трагических событий 1914 года завершила эпоху Эрмитажа как собрания предметов искусства русских царей. Пройдет всего семь месяцев и великая империя будет втянута в бурные политические события начала ХХ века, последствия которых поставят точку не только на прежнем статусе Эрмитажа, но и разделят всю историю России на «до» и «после».

Возвращаясь к провинансу картины, у читателя короткого эссе журнала «Нива» возникает справедливый вопрос — как произведение кисти знаменитого флорентинца, представителя Высокого Возрождения, творившего в 15 веке, могло оказаться в городе Астрахань? Сомнения читателя усиливает семейная легенда круга Бенуа: «будто картина не просто куплена в г. Астрахань, а приобретена у бродячих итальянских музыкантов». Ряд современных литературных произведений, посвященных истории искусств и жизни Леонардо да Винчи, подогревают любопытство читателя, продолжая в деталях описывать подробности столь необычного приобретения предков Бенуа.

Разберемся по порядку почему, когда и как все единодушно решили, что «Мадонна с цветком» это работа Леонардо да Винчи, а также ответим на вопрос как картина оказалась у семейства Бенуа.

До покупки «Мадоны с цветком» Эрмитажем картина почти век принадлежала семье петербургского архитектора Л.Н. Бенуа и досталась его супруге М.А. Бенуа по наследству от отца, купца А.П. Сапожникова. Семья Бенуа гордилась произведением искусства и твердо стояла на том, что Сапожниковы купили «Мадонну» у бродячих итальянских музыкантов в г. Астрахань. В Государственном архиве Астраханской области хранится «Реестр картин г-на Сапожникова», датированный 1827 г.: «Божья Матерь, держащая предвечного Младенца на левой руке. Писана первоначально на дереве, поверхность переложена на холст выпускником Академии художеств Ефграфом Коротковым».

Первым в семье Бенуа, кто сделал попытку определиться с атрибуцией картины был брат владельца Александр. Для этого в 1898 году он продемонстрировал картину экспертам в Берлине. Среди специалистов, участвовавших в исследовании был известный немецкий историк искусства и музейный деятель, Арнольд Вильгельм фон Боде. Увы, но эксперты атрибуцию Леонардо не поддержали. Александра это не смутило и после Берлина он потратил еще год в Париже, выясняя подробности истории картины. Там же была проведена небольшая реставрация старого пожелтевшего лака на поверхности работы. Несмотря на прилагаемые усилия, добиться существенных успехов в вопросе атрибуции Александру не удалось.

В 1912 году после петербургской выставки журнала «Старые годы», М. Бенуа решает продать картину. Для этой сделки «Мадонну с цветком» снова отправляют за границу, где после оценки экспертами, лондонский антиквар и арт-дилер Джозефа Дювина делает первое значимое предложение о покупке: он готов пиобрести картину за 500 000 франков. Разумеется, после столь мощного финансового предложения, в прессе поднимается волна информационных спекуляций. Результатом становится широкая общественная компания русской интеллигенции за покупку картины. М. Бенуа соглашается уступить произведение за значительно меньшую по сравнению с оценочным предложением сумму в 150 000 рублей. Между тем, вопрос авторства картины на момент сделки никем однозначно не решен. В каталоге вышеупомянутой выставки журнала «Старые годы», авторство Леонардо Да Винчи значится под знаком вопроса.

-2

Что же эксперты? Какие мнения, господа?

Первым в России на атрибуции Леонардо Да Винчи высказался специалист по итальянскому искусству и хранитель картинной галереи Эрмитажа – Эрнст Липгарт. Он писал: «… На противоположной стене трибуны находится небольшая Мадонна, которую я решительно признаю за Леонардо да Винчи, несмотря на весь шум, который будет вызван таким утверждением.».

После такой неожиданной оценки, началась настоящая борьба за признание авторства картины. Свои мнения громко высказывали западноевропейские эксперты: Б. Бернсон, А. Вентури, В. Боде. При этом резко отрицательную оценку выдвигали эксперты Н.П. Кондаков, Тиис и Поджи. Авторитет Липгарта и Бернсона победил. Как показала история Эрнст Карлович был совершенно прав. Отзывы о картине авторства Боде, Вентури хранятся в архиве Эрмитажа.

В 1976 году была поставлена точка в истории с «бродячими итальянскими мастерами». В архиве астраханской области обнаружили документ-каталог произведений искусства А.П. Сапожникова, составленный в 1827 году. Среди перечня, состоявшего из описания 86 полотен, была запись о происхождении «Божьей Матери, держащей Предвечного Младенца на левой руке, первоначально писаной на дереве.. «из коллекции генерала Корсакова». Итак, владелец картины генерал русской артиллерии, любимец Павла I, коллекционер Алексей Иванович Корсаков. Генерал имел у современников репутацию истинного знатока искусства, обладавшего большим вкусом.

В 1821 году Алексей Иванович скончался, и уже через год сын генерала Николай устроил обширную распродажу собранных отцом произведений. Для оценки галереи и составления каталога был привлечен старший профессор Академии художеств А.И. Иванов. В составленной искусствоведом описи, «Дама с младенцем», неизвестного автора была оценена в 1 000 рублей. Первым, кто предположил, что автор картины Леонардо да Винчи, был Павел Петрович Свиньин, который в статье «Распродажа картинной Галереи А. И. Корсакова» сделал такого рода смелое заявление. Именно у Николая в 1824 году купец А.П. Сапожников и приобрел «Даму с младенцем». К сожалению сведений, о том, у кого сам Корсаков приобрел картину история не располагает. Есть предположение, что возможно картину Ленардо описал Бокки в 1677 году: «…дощечка, расписанная маслом рукой Леонардо да Винчи, превосходная по красоте, где изображена мадонна в высшей степени искусно и крайне старательно». Если считать, что Бокки описывал именно «Мадонну Бенуа», то в XVI веке она находилась во Флоренции — «в доме Маттео и Джованни Ботти». Как нам кажется это тема для любопытного исследования.

Вернемся в 1913 год. Общественность требует не допустить продажу картины за границу. После ряда заседаний высоких комиссий в Императорской Академии художеств, было решено, что картина «весьма интересная и в случае отказа Эрмитажа купить её она может уйти за границу». Учитывая резюме, составленное Бернсом после осмотра картины, что это очень дальновидная и смелая позиция. Почти как у А.С. Пушкина: «Скажут, что критика должна единственно заниматься произведениями, имеющими видимые достоинства, не думаю. Иное сочинение само по себе ничтожно, но замечательно по своему успеху и влиянию...».

31 декабря 1913 года директору Императорского Эрмитажа «последовало высочайшее повеление приобрести означенную картину за 150 000 руб. при уплате этой суммы в рассрочку: 75 000 руб. при совершении покупки, а остальные в течение 10 лет без начисления процентов». (М. А. Бенуа, потеряв на этом 37 тысяч, получала деньги вплоть до 1919 года.) 20 сентября 1917 года Л. Н. Бенуа от имени жены просил заплатить остаток долга в 52 500 руб. к началу следующего года не наличными, а облигациями «Займа свободы».

-3

На данный момент «Мадона Бенуа» делит главный двусветный зал старого Эрмитажа под номером 214 с другой работой Леонардо да Винчи — «Мадонна Литта». Эффектный декор 50-х годов девятнадцатого века обрамляет творения итальянского гения Возрождения. Картины стоят в обновленных витринах со специальным мониторингом климата. На окна нанесены специальные пленки, нивелирующие утренний, дневной и вечерний свет. Так было не всегда. Как видно из архивных фото, в советское время, «Мадонна Бенуа» выставлялась для публики довольно скромно и незащищено.

Согласно научному каталогу Эрмитажа в 16 томах, изданному в 1994 году, картина Леонардо да Винчи имеет ГЭ 2273, Холст (переведена с дерева в 1824 Е. Коротким), масло. 49,5Х33; верх закруглен. На подрамник наклеен кусок старого холста с надписью: Переложена с дерева на холст Е. Коротким 1824 года. На новом дублировочном холсте надпись: Дублирована в 1924 году в Ленинграде. Ив. Васильев. При переводе на холст в нижней части картины была сделана приставка в 1,5 см. Авторский грунт сохранен не был. Исследования картины в ИК-лучах показало, что первоначально голова младенца имела второй контур, прическа мадонны изменена, отворот рукава изменен.

Для «Мадонны Бенуа» принята дата 1478-1480 год. Основание: пометка Леонардо на одном из листов, хранящихся в галереи Уффици:

«..бря 1478 начал две девы Марии». Происхождение: поступила в 1914 году, приобретена у М.А. Бенуа в Петрограде за 150 000 руб. Ранее собрание Сапожниковых в Астрахани, собрание А.И. Корсакова в Петербурге. Выставки: 1908 Петербург, №283; 1935 Paris, №225; 1979 Washington-Los Angeles-New York; 1984/85 Firenze.

Закончить наш рассказ, хотелось бы словами Татьяны Кустодиевой (1933-2021), выдающегося эксперта Эрмитажа по итальянской живописи XIII-XVI века: «многие произведения, поступившие в музей как работы Леонардо да Винчи, с течением времени были «развенчаны». Искусствоведение постепенно становится наукой, стараясь провести грань между понятиями «мастер» и «мастерская». Каждое поколение исследователей делает какие-то поправки, добавляет что-то новое в изучение коллекции». История всегда продолжается. Поживем, увидим.