Найти тему
EdDesign Mag

Насилие в школах: как защитить детей?

Наталья Лапцевич / 74.RU
Наталья Лапцевич / 74.RU

Последние новости о нападениях в школах Челябинска и Балаганска вновь заставляют задуматься о безопасности в школах. Эти события подчеркивают острую необходимость принятия мер для предотвращения насилия в образовательных учреждениях.

Статистика пугает 一 только за последние 5 лет в России было предотвращено 50 нападений на школы, а количество насилия и агрессии растет с каждым годом.

Что делается в российских школах сейчас?

  • Во многих школах уже установлены системы видеонаблюдения, металлодетекторы и турникеты. Также активно обсуждается вопрос о привлечении к охране профессионалов
  • Школы обращаются к психологам для проведения профилактической работы с учениками и выявления потенциальных проблем.
  • Проводятся специальные уроки и тренинги, направленные на развитие толерантности, разрешение конфликтов и профилактику агрессии.

Но достаточно ли этого? Эксперты считают, что необходим комплексный подход, включающий раннее выявление проблем, работу с семьями и социальную поддержку. Важно научиться распознавать признаки девиантного поведения и оказывать своевременную помощь детям и подросткам, вовлекать родителей в процесс обучения и создавать такие условия для детей, которые помогут им самореализоваться.

Конечно, мы не можем обойти особое значение школьной среды и ее влияние на психологическое состояние учащихся. Подробно мы писали об этом в статье «Архитектура против травли», но если говорить коротко: в школах нужны открытые пространства, места для отдыха и общения, продуманное зонирование. Важны даже цветовое оформление и освещение.

Как с травлей, насилием и агрессией в школах борются в других странах?

Финляндия известна программой KiVa, которая доказала свою эффективность в снижении уровня буллинга. Программа включает в себя уроки, игры и другие мероприятия, направленные на развитие эмпатии и навыков разрешения конфликтов.

В США существует множество программ по борьбе с буллингом, как на федеральном, так и на местном уровне: информация от правительства страны размещена на сайте StopBullying.gov, некоммерческие организации PACER’s National Bullying Prevention Center и Olweus Bullying Prevention Program предлагают материалы для предотвращения буллинга, обучают педагогов, представляют школам психологов и помогают создать безопасную и поддерживающую школьную среду.

В Великобритании действует национальная программа по борьбе с буллингом, которая включает в себя обучение учителей, разработку политики школ и поддержку жертв буллинга. А фонд Леди Дианы The Diana Award Anti-Bullying Programme обучает молодых людей становиться «антибуллинговыми послами» в своих школах и сообществах.

В России тоже есть фонды и программы, которые работают с этой проблемой: «Каждый важен» проводит обучение педагогов, проводит профилактические занятий с учениками и информационную работу с родителями, «Травли.NET» распространяет обучающие материалы, а программа «Чужих детей не бывает» поддерживает детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В целом, кажется, эксперты всех стран поняли, что решить проблему буллинга, агрессии и насилия в школе можно только комплексно: нужны программы, которые будут работать со всеми участниками образовательного процесса: учениками, учителями, родителями и администрацией школы. Важно выявлять случаи буллинга на ранних стадиях и как можно быстрее пресекать их. И, конечно, в школах нужно создавать атмосферу, в которой каждый ученик чувствует себя важным и уважаемым.

Буллинг в школе