Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

"У бойцов много вопросов: как относиться к войне, когда приходится брать в руки оружие, простит ли Господь, как жить потом…"

Две недели в Донецке провели священники Казанской епархии. Руководитель отдела по взаимодействию с вооружёнными силами Казанской епархии протоиерей Владимир Самойленко и клирик Иоанно-Предтеченского храма села Ключищи иерей Владимир Горновский по благословению митрополита Казанского и Татарстанского Кирилла окормляли два военных госпиталя. Оказать духовную помощь удалось как бойцам спецоперации, так и мирным жителям. Воины ждали в палатах батюшек, чтобы поисповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин, а ещё для того, чтобы просто побеседовать. Если на передовой времени для общения всегда не хватало – там военнослужащие стремятся успеть отпустить грехи перед боем или креститься, то в госпитале наступает момент, когда возникает потребность поговорить о Боге.

Слова тоже лечат!

Все необходимые контакты и рекомендации по служению в Донецке казанские священники получили в Москве, в Синодальном отделе по социальному служению. Так случилось, что в тот момент Донецк в сорокоградусную жару остался без воды. Но бытовые неурядицы сразу отошли на второй план, как только батюшки переступили порог больницы. Пустующих палат в больницах нет, и священников здесь очень ждали.

Работы оказалось много не только по этой причине. В донецких госпиталях военнослужащие не задерживаются надолго – сюда их привозят прямо с поля боя, оказывают необходимую помощь и отправляют дальше, в специализированные медицинские учреждения. Куда – зависит от ранений и того лечения, в котором нуждается боец. Вот и получалось, что сегодня священники обходят палаты, а на следующий день там их снова ждут, но уже другие раненые военнослужащие. По словам иерея Владимира Горновского, это совершенно особые люди, которым посчастливилось познать Бога опытно. А потому им просто необходимо общение со священником, чтобы говорить и говорить об этом.

«Когда мы вдали от таких опасностей, мы, наверное, знаем Бога в теории. А наши бойцы, находясь на границе жизни и смерти, конечно, видят и чувствуют Его. Там очень много нецерковных людей – они крещеные, но в храм не ходили, не читали Священное Писание, не молились, однако на войне они познали Бога опытно. Поэтому во время нашего служения в госпиталях Донецка требовалось рассказать им «теорию», донести до них азы. В больнице была книга святителя Николая Сербского «Война и Библия», мы давали её читать бойцам. У них много вопросов: как относиться к войне, когда приходится брать в руки оружие, как к этому относится Господь, простит ли в дальнейшем, как жить потом…», – рассказывает отец Владимир Горновский.

-2

«На фронте знать ответы на базовые вопросы важно вдвойне. Потому что есть основы не только физического, но и духовного выживания. И в условиях войны необходимо оставаться человеком. Воин ни в коем случае не должен потерять своё человеческое лицо. Бойцы должны понимать, что они отстаивают христианскую правду и традиционные ценности нашего народа. Мы противостоим сатанинской идеологии, проповедуемой Западом. Всё дело в том, что на войне человек находится в совсем иных условиях. Здесь всё воспринимается по-другому. Воин оказывается лицом к лицу с Богом, он понимает, что перед ним стоит реальная угроза его жизни, и в такой ситуации меняются его ценности. Он обращается к Богу, обновляет свою веру и укрепляется ею. Александр Васильевич Суворов говорил: "Молись Богу – от Него победа". Поэтому, по свидетельству самих воинов, на войне молятся все. Появляется желание раскаяться в грехах, исправить свою жизнь и очистить совесть. Не случайно на войне проявляются лучшие человеческие качества: благородство и жертвенная любовь к ближним», – отмечает отец Владимир Самойленко.

Опыт и Таинства

Оба священника имеют опыт служения, что называется, в окопах. Там времени на духовные беседы, конечно, нет. К священникам идут за Исповедью и Причастием, часто и чтобы принять Крещение. В госпитале, после ранений, для бойцов наступает иной этап. Им предстоит длительное лечение, когда важно помнить и про тот духовный опыт, которые они прочувствовали и увидели в окопах. Были и такие военнослужащие, которые не успели покреститься на передовой, и попросили совершить Таинство в больнице. За две недели с подобными просьбами к казанским священникам обратились почти десять солдат.

«В мирной жизни, когда взрослые хотят принять крещение, мы с ними проводим огласительные беседы. А на войне всё иначе. Чаще всего боец, опытно познав и поняв, что Бог есть и что Он значит в человеческой жизни, уже сознательно принимает решение креститься. Конечно, разница в этом колоссальная», – продолжает свой рассказ отец Владимир Горновский.

-3

«В этот раз перед нами стояла задача пастырского окормления именно раненых воинов. Мы не посещали воинские подразделения, но ежедневно на протяжении двух недель ходили в лечебные учреждения, в которых проходят лечение раненые. Обходили все палаты, проводили индивидуальные и групповые беседы, совершали Таинства Крещения, Исповеди и Причащения. В общении с воинами чувствовалось, как истосковалась душа по Богу, как хочется им поделиться со священником самым сокровенным, излить свою душу, получить духовную поддержку», – говорит отец Владимир Самойленко.

Хотя атмосфера в палатах буквально пропитана усталостью, сами бойцы стараются не унывать, много говорят о своих семьях, радуются поддержке от Церкви и государства. Особенно священникам запомнился один момент, когда после Крещения пациента военного госпиталя соседи по палате его вдруг не узнали.

-4

«Они нам говорят, что их товарищ сам не свой ходит. Два дня после Крещения прошло, а он какой-то другой стал, изменился. Священникам же известно, что после Крещения в течение двух-трёх дней человек меняется. Это благодать Божия сходит на него, поэтому человек становится другим. Ведь в первые три дня после Крещения разрешается причащаться без исповеди. Но если потом ы потихоньку обо всём забываем, благодать, конечно, уходит, потому что мы начинаем грешить и жить по-своему», – объясняет отец Владимир Горновский.

Отец Владимир вспоминает ещё одного бойца. Он попал в госпиталь с тяжелейшим ранением в шею. А когда пришёл в себя, первое, о чём попросил, – позвать священника, чтобы стать христианином.

«Он с ранением в шее пятнадцать километров полз, в полной боевой выкладке, бронежилете, каске, с оружием и по жаре. И всё ради того, чтобы до своих добраться! После этого он решил креститься. Он молился всегда, знал, что Бог есть, но был некрещёный», – говорит отец Владимир Горновский.

-5

Будьте здоровы!

Врачи и медсёстры в донецких больницах, как отмечают казанские священники, делают всё, чтобы выходить и вылечить раненых. Каждый день им помогают добровольцы. В обоих госпиталях есть больничные храмы, но запрос на духовное сопровождение пациентов настолько высокий, что батюшки ни минуты не проводят без дела.

«Мы каждого раненого помазали освященным маслом с молитвами из Чина Соборования или с молитвой о в немощи лежащем человеке. Ребята очень радовались, говорили, что это вселяет в них бодрый дух. А ещё нас попросили освятить хирургические помещения, медицинский персонал там – все верующие!», – радуется отец Владимир Горновский.

-6

Кроме раненых военных казанские священники духовно окормляли и мирных жителей, которые пострадали из-за военных действий. Так, вместо желанного отдыха на море целая семья оказалась в ожоговом отделении донецкого госпиталя – в автомобиль, в котором люди ехали в отпуск, залетел дрон.

«Мы зашли в палату в ожоговой хирургии, а там лежат мама с сыном. Они миряне, втроём ехали в Крым на своей машине в отпуск отдыхать. И вот в машину залетел дрон и взорвался. От машины ничего не осталось, а все трое выжили. Отца выписали, мама более-менее ходит. А сын лежит сильно обгоревший, но живой. Знаете, они Бога благодарят, рады, что живы остались. Это, действительно, уникальный случай, ведь машина взорвалась, а они выжили!», – рассказывает отец Владимир Горновский.

-7

Служение в двух госпиталях Донецка продолжалось две недели. Сколько раненых за это время излили свою душу, даже и не посчитать. Но всех бойцов, с которыми удалось поговорить казанским священникам, объединяет одно: после выздоровления и восстановления они вновь решительно намерены вернуться на фронт. Безусловно, скучая по семье и близким. Наши батюшки понимают, как прямо сейчас они нужны своей стране.

«Я понял во время этой поездки, как важно дать понять раненым бойцам: то, что они делают, не напрасно, эти жертвы не бессмысленные, а на благо своей Родины! Главное, что об этом помнят и люди в тылу, и страна, и Церковь помнит, и молится за них. Им нужна такая поддержка и понимание, что они своё здоровье и свои жизни отдают не просто так, а для победы», – заканчивает рассказ отец Владимир Горновский.

Публикация Службы помощи нуждающимся
«Милосердие – Казань»