Найти в Дзене
Давай в творчество

Про командную работу

Сколько нужно человек, чтобы написать роман?

Казалось бы, всего один — собственно, писатель. Ан нет, для написания романа нужна команда.

Фото: Шедеврум
Фото: Шедеврум

Корректор.

В сообществах фанатского творчества такого человека ещё называют бетой. Это такой человек, который первым читает текст и помогает исправить ошибки и опечатки. Сам текст корректоры, как правило, не трогают и не переписывают, а только приводят его в читабельный вид.

На самом деле, помощь корректора нужна практически каждому автору. Не потому что авторы безграмотны. Конечно, нет. Но автор пишет. И когда автор пишет, полёт его мысли может уходить в крутое пике, из-за чего буквы могут случайно не сложиться в слова. И потом, писатель, напечатавший хотя бы сотню страниц текста, набирает его довольно быстро, что неминуемо приводит к опечаткам.

Конечно, откорректировать работу можно и самостоятельно. Вот только для того, чтобы это сделать, необходимо текст основательно забыть. То есть за корректуру стоит садиться не сразу и даже, может быть, не на следующий день, потому что авторский мозг помнит, что там должно было быть, и достраивает. Есть, кончено, опечатки, которые видно. Которые текстовый редактор красным подчёркивает. А есть те, которые не видно, например, «конечно — кончено». Я для отлова таких пользовалась Говорилкой — программкой, которая озвучивает текст. Она делает это без интонаций и так, как написано, и если слушать и следить по тексту, некоторые ошибки вполне можно отловить.

Редактор.

По описанию той работы, которую делает этот человек в команде, в сообществах фантворчества это гамма.

Работа редактора посложнее будет. Этот член команды не просто читает текст, но анализирует его. В его задачи входит отлов нестыковок и стилистических ошибок, сюжетных дыр и прочих зверей, портящих роман. Причём редактор не только указывает автору на проросшие огрехи, но и помогает справиться с ними.

Однако при этом в задачи редактора не входит приводить все романы к единому знаменателю. Иначе они просто будут одинаковыми. В большей мере он помогает сделать работу целостной.

А в некоторых случаях редактор может помочь и с тем, чтобы составить план романа. Или скорректировать его. Да и в принципе разговор в редактором может дать хорошую пищу для ума и найти решение, казалось бы, неразрешимых задач.

Авторский коллектив.

Фото: Шедеврум
Фото: Шедеврум

Авторов у романа может быть и больше одного. Хотя я плохо представляю, как один роман может писать три и более человек. Серию, цикл — вполне, когда у каждого своё произведение, но вот один… Тут и двоим бывает сложно договориться, что уж говорить о большем количестве людей.

С сольным авторством вроде бы всё понятно: один человек садится и работает. Он может держать и план, и особенности мира, и характеры героев — всё в своей голове. И менять всё это он может в любой момент. Разве что редактор может его немного притормозить, если уж куда-то совсем заносить стало. А так — автор волен творить в своём романе что душа пожелает.

А вот с соавторством история несколько более сложная. По идее, соавторы участвуют в написании романа на равных, хотя распределение ролей зависит, разумеется, от конкретного случая. И это означает, что все изменения должны обсуждаться и согласовываться, иначе можно уничтожить или роман, или коллектив. Однако в большой литературе соавторство подарило читателям множество прекрасных произведений, так что можно и попробовать.

Часть команды, часть корабля.

И если корабль тонет… Хватит надеяться на паруса — надо налегать на вёсла.

Хотя роли у участников творческого процесса очень разные, и даже нельзя сказать, что без кого-то нельзя обойтись… Разве что без автора — без него вообще вся затея теряет смысл. Однако хорошая команда определённо сделает роман лучше, а потому не стоит отказываться от помощи и сотрудничества.