— Лариса опять беременна, — сообщила мама за ужином, с тревогой поглядывая на меня.
— Четвёртый раз? — удивлённо поднял я брови. — А как они справляются? У них же даже своего жилья нет!
— Вот в том-то и дело. Муж-то её, Слава, всё время сидит без работы. Полгода ищет, полгода дома. Деньги только пособиями тянут, — мама с грустью покачала головой. — А жить-то на что? Мы с отцом им помогаем, да и ты тоже...
Лариса — моя старшая сестра. Шесть лет назад она вышла замуж из-за беременности. Родила первого ребёнка и с тех пор не может остановиться. Или не хочет.
— Родители тогда на её свадьбу как отреагировали? — спросил я, вспоминая, как всё начиналось.
— Философски, — усмехнулась мама. — Ей уже двадцать три было, решили, что пора семью заводить. А что свадьба "по залёту" — это дело житейское, бывает.
Жили Лариса с мужем на съёмной квартире. Пока сестра не ушла в декрет, денег хватало — и она работала, и Слава. Но потом всё изменилось. Лариса родила, и жить стало сложнее. Пришлось помогать.
— А со стороны Славы помощи никакой? — спросил я, хотя ответ был очевиден.
— Нет, — вздохнула мама. — У него там из родственников только тётка где-то в Архангельске, да сводный брат на том же краю света. Так что помогаем мы. Но, сам понимаешь, денег вечно не хватает.
Потом Слава и вовсе остался без работы, и стало совсем туго. Родители вздохнули и начали оплачивать их квартиру. А Лариса вдруг сообщает, что она снова беременна.
— И что, они снова будут сидеть без денег? — я недоумевал.
— Вот и я не понимаю, — тяжело вздохнула мама. — Родители за квартиру платят, ты деньги подкидываешь, Слава вроде бы работу ищет, но не факт, что найдёт что-то достойное. А пособие у Ларисы минимальное, потому что она не была официально трудоустроена.
— Опять сюрпризы... — пробормотал я.
— Да уж, — подтвердила мама. — Но раз сроки упущены, отмотать назад уже не получится. Нужно решать, как дальше жить. Слава, кстати, наконец-то устроился на нормальную работу. Вроде бы стало легче, но ситуация всё равно очень нестабильная.
Родился второй ребёнок, и в их однушке стало совсем тесно. Но даже в такой сложной ситуации, Лариса снова задумалась о третьем.
— А когда они задумаются о том, как жить дальше? — сдерживая раздражение, спросил я.
Мама лишь развела руками.
— Мы переезжаем, — заявила как-то Лариса, когда её старшему сыну было полтора года, а младшему всего несколько месяцев.
— Куда? — удивился я. — Родители ведь предлагали взять ипотеку, материнский капитал использовать. Они бы помогли.
— Нет, у меня другие планы на сертификат, — отрезала она.
Родители снова вздохнули, но помочь не отказались. Зять то работал, то нет. Лариса сидела с двумя детьми. Квартиру оплачивали мы с родителями, также приносили продукты и деньги. Ситуация казалась безвыходной, но жизнь продолжалась по привычному сценарию.
Через два года после рождения второго ребёнка я снова услышал новость:
— Я беременна, — с улыбкой заявила сестра.
— Опять?! — не сдержался я. — Лариса, куда ты рожаешь? Вы же со Славой не можете себя обеспечить! Он работает через раз, ты ничего на детей не получаешь, а они ведь растут. Им нужно и есть, и одеваться, и развиваться.
— Да ничего, как-то воспитаем, — спокойно ответила она. — Не всё деньгами измеряется. Ты просто завидуешь!
— Завидую? Чему? — возмутился я. — Ты из декрета в декрет прыгаешь, а мы тебя все содержим! Я больше помогать не собираюсь. Решайте свои проблемы сами.
Родителям моё решение не понравилось, но они тоже уже были измотаны. Однако просто перестать помогать совесть им не позволяла. — Мы не можем её бросить, — вздыхала мама. — Но достучаться до неё невозможно.
К тому же, сестра даже не хотела оформляться как многодетная. При каждом разговоре на эту тему она только отмахивалась:
— Ой, ну зачем это? Надо куда-то идти, в этих госуслугах я ничего не понимаю.
— Лариса, ну ты же можешь получить льготы! — пыталась убедить её мама.
— Да разберёмся как-нибудь. Всё нормально.
Прошло время, и вот, новая новость: Лариса снова беременна. Уже в четвёртый раз. Мы с родителями сидели за столом в полной растерянности. — Им уже и в двушке тесно, а тут ещё один ребёнок, — сказал отец, покачав головой.
— Сколько детей бог даст, столько и рожу, — снова с блаженной улыбкой заявила сестра. — Как-то справимся. У людей и по пять-шесть детей бывает.
— Бывает, но эти люди либо еле сводят концы с концами, либо работают день и ночь, — не удержался я. — А Слава то поработает, то бросит. Как вы справитесь?
— Как-нибудь, — отмахнулась Лариса.
Я был в шоке. Она рожает, не думая, кто потом будет содержать эту ораву детей. А что будет, если родителей не станет? Как она будет жить? Детей же не просто родить надо, их нужно растить, кормить, учить.
Но Лариса только пожимала плечами:
— Всё будет хорошо.