Найти тему
ЛГУ им.В.Даля

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА «БАГРАТИОН». БЕЛОРУССКАЯ НАСТУПАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ 1944 ГОДА

Доцентом кафедры «Электроэнергетика» ФГБОУ ВО «Луганский государственный университет имени Владимира Даля» кандидатом технических наук Парсентьевым Олегом Сергеевичем систематизированы факты исторических событий, произошедших в годы Великой Отечественной войны, послужившие началу реализации советскими войсками плана «БАГРАТИОН» по освобождению Белоруссии в период с 23.06 по 29 августа 1944 года.

Цель – гражданско-патриотическое воспитание студентов, любовь к Родине, формирование общекультурных компетенций и исторических ценностей Отечества.

Поздней осенью 1943 года Красная Армия освободила почти одну шестую часть Белоруссии. Обширная территория республики все еще оставалась в руках оккупантов. Лишь в одном из десяти областных центров – Гомеле вновь развеялось Красное знамя Советов.

Три года жил белорусский народ в фашистской неволе. Гитлеровцы опустошали города, разрушили множество заводов, фабрик, сожгли 1200000 строений в селах, полностью уничтожили колхозы. Они превратили в развалины Белорусскую Академию наук, ее институты, высшие учебные заведения, около 7000 школ, театры, клубы, музеи, больницы. Ущерб, нанесенный республике, составил 75 млрд. рублей. По существу, фашисты разграбили и уничтожили все общественное достояние белорусского народа.

Но особенно тяжелым последствием фашистской оккупации была потеря самого дорогого – советских людей. Гитлеровцы истребили в Белоруссии свыше 2200000 мирных жителей и военнопленных.

Вся республика была опутана густой сетью тюрем и концентрационных лагерей. Только в лагере, находившемся в районе Большого и Малого Тростенца, под Минском, было уничтожено свыше 200000 человек.

В деревне Масюковщине фашисты убили 80000 военнопленных и мирных граждан. В минском гетто они умертвили не менее 90000 евреев. Оккупанты расстреливали людей без следствия и суда, умерщвляли их в душегубках, травили овчарками, закапывали живыми в землю, сжигали. Десятки тысяч людей умирали в тюрьмах голодной смертью. В Германию на подневольный труд фашистские изверги угнали около 380000 человек, преимущественно юношей и девушек. С ними обращались как с рабами. По плану «Ост» намечалось выселить три четверти жителей Белоруссии в Западную Сибирь и онемечить остальных.

Но зверства немецко-фашистских захватчиков не сломили волю народа. Он оставался гордым, непокоренным. Белорусские патриоты вели непримиримую борьбу против иноземных поработителей. Эту борьбу направляла Коммунистическая партия Белоруссии, ее Центральный Комитет (секретарь ЦК П.К. Пономаренко).

В республике существовала широко разветвленная сеть партийного и комсомольского подполья. К лету 1944 года действовало 7 подпольных обкомов партии, 4 межрайонных партийных комитетов, 125 райкомов и горкомов, 237 подпольных территориальных организации, 543 первичные организации в партизанских бригадах и отрядах.

В течение всех трех лет оккупации на белорусской земле бушевала партизанская борьба. В партизанских бригадах и отрядах насчитывалось свыше 370000 бойцов. Они истребляли гитлеровских солдат, офицеров, генералов, чиновников и их прихвостней – предателей народа, громили штабы оккупантов, нарушали вражеские коммуникации, вели «рельсовую войну», срывали административные и хозяйственные мероприятия германского командования. Ни на один час не утихала всенародная война в городах и селах. Своими активными действиями партизаны держали немецкую армию в постоянном напряжении и страхе. Гитлеровцы вынуждены были охранять каждую железнодорожную будку, каждый мостик и переезд. Они не решались оставить без охраны ни одного учреждения. Но ничто не могло спасти оккупантов. Всюду их подстерегало возмездие. Партизанские отряды и бригады в тылу врага, несмотря на понесенные потери (за войну погибло и умерло от ранений около 25000 человек), представляли собой внушительную силу. К лету 1944 года на оккупированной части республики сражались 150 бригад и 49 отдельных отрядов общей численностью свыше 143000 человек. Во главе партизанских соединений стояли опытные руководители, прошедшие суровую школу борьбы во вражеском тылу. Это И.Д. Ветров, Ф.Ф. Капуста, В.И. Козлов, В.Е. Лобанок, Р.Н. Мачульский, С.И. Сикорский, С.Г. Сидоренко-Солдатенко, В.Е. Чернышев и др.

Весь народ, от мала до велика, поддерживал партизанское движение. Он питал его материально и духовно. Белорусы знали, что Красная Армия придет. С востока, откуда восходит солнце, со стороны Москвы, люди ждали своего освобождения. Веря в скорую победу, они усиливали истребительную войну.

К разгрому немецко-фашистских войск в Белоруссии основательно войска 1-го Прибалтийского (генерал армии И.Х. Баграмян), 3-го Белорусского (генерал-полковник И.Д. Черняховский), 2-го Белорусского (генерал-полковник Г.Ф. Захаров), 1-го Белорусского (генерал армии К.К. Рокоссовский). В состав 1-го Белорусского фронта входила 1-я армия Войска Польского (генерал-лейтенанат С.Г. Поплавский) и Днепровская военная флотилия. Операция преследовала цель – разгромить противостоящую группировку противника – группу армий «Центр» под командованием Э. Буша (с 28.06.1944 года – В. Модель) часть сил группы армий «Север» и «Северная Украина» и освободить Белоруссию (Карта 1).

Карта 1. План наступления советских войск летом 1944 года на главном направлении
Карта 1. План наступления советских войск летом 1944 года на главном направлении

Немецко-фашистские войска занимали подготовительную глубокоэшелонированную (250 –270 км) оборону, которая опиралась на развитую систему полевых укреплений и естественные рубежи.

Линия фронта в Белоруссии проходила в 15 – 60 км восточнее Полоцка, Витебска, Орши, Могилева, Бобруйска и далее по Припяти до района Ковеля (Карта.1). Здесь оборонялись вражеская группа армий «Центр» и фланговые соединения соседних групп армий – всего 63 дивизии и 3 бригады. Они имели 9500 орудий и минометов 900 танков и штурмовых орудий. Наземные войска поддерживало около 1350 самолетов. Противник создал сильную оборону, превратив многие города в крепости. Особенно плотной оборона была в районах Витебска и Бобруйска и в районе Орши.

Почему же противник создал в Белоруссии столь глубокую оборону и держал так много сил – 1200000 человек (с учетом состава тылов)? Ведь известно, что до начала наступления Красной Армии на центральном участке советско-германского фронта он не ожидал здесь главного удара Советских Вооруженных Сил. Ответ понятен. Потерять Белоруссию – значит открыть Красной Армии пути в Польшу и в Восточную Пруссию и поставить под угрозу фланговых ударов свои армии в Прибалтике и других областях на западе СССР. Этого германское командование очень опасалось.

План наступления тщательно обсуждался на совещании в Ставке 22 – 23.05.1944 года. Там присутствовали Верховный Главнокомандующий и его заместители, заместитель начальника Генштаба, все четыре командующих фронтами и члены военных советов. По настоянию командующих фронтами в план с кодовым названием «Багратион» были внесены значительные изменения. Так сложился окончательный план Белорусской операции.

Замысел этой крупнейшей операции 1944 года был прост и оригинален. Первоначально войска смежных крыльев 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов должны были нанести сходящиеся удары по витебской группировке врага, окружить и уничтожить ее. Двум ударным группировкам правого крыла 1-го Белорусского фронта надлежало окружить фашистскую группировку в районе Бобруйска, нанеся удары с востока и юга, и также уничтожить ее (Карта 2). Войска левого крыла 3-го и центра 2-го Белорусских фронтов наносили фронтальные удары: один – на Оршу, другой – на Могилев. Одновременным прорывом обороны на шести участках предполагалось расчленить вражеские силы, ослабить их сопротивление. Оригинальность замысла операции заключалась в том, что ликвидация витебской и бобруйской группировок как бы открывала перед Красной Армией широкие ворота. Через них должны были прорваться на территорию Белоруссии огромные массы подвижных войск.

Карта 2. Бобруйская наступательная операция 24 – 29.06.1944 года
Карта 2. Бобруйская наступательная операция 24 – 29.06.1944 года
Карта 3.Белостокская наступательная операция 05 – 27.07.1944 года
Карта 3.Белостокская наступательная операция 05 – 27.07.1944 года

В дальнейшем перед 1 и 3-м Белорусскими фронтами стояла задача нанести сходящиеся удары на Минск и окружить восточнее белорусской столицы главные силы 4-й армии немцев (карта 3). Возможные контрудары вражеской группы армий «Север» предстояло отразить войскам 1-го Прибалтийского фронта наступлением на северо-запад. Окружение противника на глубине 200-250 км могло привести к образованию в его обороне стратегической бреши в несколько сот километров. Естественно, враг не смог бы быстро закрыть ее. В таких условиях советское командование получало возможность ввести новые силы, расширить фронт наступления, освободить всю Белоруссию, часть Литвы и Латвии.

Замысел Белорусской операции имел еще одну особенность. С мощными ударами четырех фронтов, наступавших с востока, должны были слиться активные действия партизан. Дезорганизовать оперативный тыл противника, срывать подвоз вражеских резервов к линии фронта, информировать по радио о передвижениях врага – это задачи, поставленные Ставкой руководству партизанским движением Белоруссии.

В четырех фронтах Красной Армии насчитывалось свыше 1430000 человек боевого состава. Это 166 дивизий, 12 танковых и механизированных корпусов, 7 укрепленных районов, 21 стрелковая, отдельная танковая и механизированная бригада. Это свыше 31000 орудий и минометов, 5200 танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), свыше 6000 самолетов. Пятая часть этих сил включалась в наступление только через две-три недели. Противник тоже мог использовать в начале операции не все силы, а лишь часть их. С учетом этого обстоятельства превосходство советских войск в людях было двойным, а артиллерии и минометах почти тройным, в танках и САУ, а также в авиации более чем четырехкратным. Такой перевес удалось достигнуть за счет ослабления и даже оголения – неактивных участков фронта.

Очевидно, что нелегко было обеспечить такое множество людей всем необходимым. А сколько требовалось горючего и боеприпасов для такой армады танков, САУ, самолетов и артиллерии! Так, только для перевозки одного боекомплекта снарядов и мин сухопутные части четырех фронтов нуждались в 13500 вагонах. К началу же операции предстояло накопить не один, а четыре-пять боекомплектов.

23 июня 1944 года– памятная дата в жизни белорусского народа. В наступление перешли большие силы Красной Армии. В ходе наступления советские войска прорвали оборону противника одновременно на шести участках, окружили и уничтожили его группировки в районах Витебска и Бобруйска, разгромили оршанскую и могилевскую группировки, а затем окружили и уничтожили основные силы группы армий «Центр» в районе Минска (рис. 4).

Рис.4. Наступление пехоты во взаимодействии с танками в районе Минска
Рис.4. Наступление пехоты во взаимодействии с танками в районе Минска

В ходе Белорусской операции были проведены Витебско-Оршанская, Могилевская, Бобруйская, Полоцкая, Минская, Шяуляйская, Вильнюсская, Каунасская, Белостокская и Люблин-Брестская операции. Для Белорусской операции характерно массированное применение артиллерии (150 – 200 орудий на 1 км участка прорыва) и нового метода артиллерийской поддержки пехоты и танков – двойного огневого вала.

Преследуя противника, наши войска не давали ему передышки. Они перехватывали вражеские колоны дробили их и уничтожали. Самолеты 4 и 16-й воздушных армий буквально висели над фашистскими войсками. Ниже приводятся выдержки из дневника командира роты 12-го полка 31-пехотной дивизии 4-й немецкой армии, характеризующие агонию врага.

«27.06. Все катится вспять. Последние силы еще ведут тяжелые бои, чтобы прикрыть мост. Все отступают. Машины увешаны людьми. Дикое бегство.

29.06. Продолжаем отход. Русские все время стараются обогнать параллельным преследованием. Величайшее напряжение. Партизанами разрушены все мосты.

30.06. Невыносимая жара. Начался путь ужасов. Все стало. Мост через реку Березина под сильным обстрелом. Мы проходим через этот хаос.

01.07. Все совершенно выдохлись. Двигаемся дальше по шоссе на Минск. Дикие пробки и заторы. Часто обстрел справа и слева. Все бежит. Паническое отступление. Многое остается на дороге.

02.07. Русские заняли шоссе и больше никто не пройдет...

Такого отступления еще не бывало! Можно сойти с ума».

В том, что на Запад «больше никто не пройдет», как видно, не сомневались даже фашисты. Доблестные советские воины прочно окружили под минском 105-тысячную вражескую группировку, состоявшую из частей и соединений 12, 27 и 35-го армейских 39 и 41-го танковых корпусов 4 и 9-й армии немцев.

Весь день 3 июля в Минске шли бои. Только к вечеру он был полностью очищен. Столица Белоруссии ликовала. Жители встречали своих освободителей цветами. И хотя весь город был изранен, многие дома лежали в руинах или были объяты пламенем, лица минчан сияли от счастья (рис.5). Люди не скрывали слез радости. Освобождение Минска, как писала газета «ПРАВДА», было праздником не только советского народа, но и всего прогрессивного человечества. Ведь пали стены еще одного бастиона, сооруженного гитлеровскими разбойниками для удержания под своей властью захваченных земель.

Рис.5. Встреча танкистов с жителями Минска в июле 1944 года
Рис.5. Встреча танкистов с жителями Минска в июле 1944 года

5 июля окруженные силы фашистов – одна группа восточнее, а другая юго-восточнее Минска – по радио получили приказ своего командования прорваться на юго-запад. В течение нескольких дней они пытались это сделать, проявляя большое упорство. Действия наших войск в лесах и болтах отличались высокой маневренностью и гибкостью, что позволило дробить силы противника на части и уничтожать их. Иногда мелким вражеским группам удавалось вырваться из кольца, но и их постигала та же участь. 7 – 8 июля были уничтожены или пленены главные силы окруженного врага, а 9 – 11– оставшиеся разрозненные группы (рис. 6). В числе пленных оказались 12 генералов: 3 командира корпуса и 9 командиров дивизий.

Рис.6. Пленные немецко-фашистские солдаты и офицеры, взятые в районе Минска
Рис.6. Пленные немецко-фашистские солдаты и офицеры, взятые в районе Минска

В середине июля в Минске состоялся парад партизанских сил. Белорусский народ, партия, правительство чествовали своих славянских сыновей и дочерей.

В эти же дни по просторным улицам Москвы советские конвоиры провели 57600 пленных фашистских солдат и офицеров, захваченных в Белоруссии. Шли они, понуро опустив голову (рис.7). Жалкую процессию возглавляли побежденные генералы (рис.8.) «...Им, этим гитлеровским зубрам, – писал Б. Полевой, – было явно не по себе, когда они проходили сквозь строй молчаливых, гневных, ненавидящих взглядов москвичей...». В молчании советских людей чувствовалось не только презрение. В этом была их сила. Все они думали об одном. И мысли их выразил Герой Советского Союза старший лейтенанат Власенко, сказавший своему сыну: «Смотри, сыночек, смотри не забывай. Только в таком виде могут враги попадать в нашу столицу». Эти слова и сегодня звучат как грозное предупреждение всем, кто замышляет нападение на нашу Страну.

Рис.7. Тысячи военнопленных солдат и офицеров проходят по улицам Москвы
(июль 1944 года)
Рис.7. Тысячи военнопленных солдат и офицеров проходят по улицам Москвы (июль 1944 года)
Рис.8. Впереди колонны пленных идут фашистские генералы
(Москва, июль 1944 года)
Рис.8. Впереди колонны пленных идут фашистские генералы (Москва, июль 1944 года)

Партизанский парад в Минске, и «парад» пленных в Москве радовали всех советских людей, особенно фронтовиков. Каждый с удовлетворением слушал и читал сообщения об этих символически совпавших событиях. Это вдохновляло воинов Красной Армии на новые подвиги, ускоряло их шаг на запад – к государственным границам.

4 июля завершился первый этап грандиозных сражений в Белоруссии. Вражеская группа армий «Центр» за 11–12 дней потерпела катастрофическое поражение – были разгромлены ее главные силы. В центре советско-германского фронта образовывалась, как и предусматривалась планом Ставки, огромная брешь протяжением до 400 км. Закрыть ее в короткие сроки Вермахт не мог из-за недостатка сил. Советские войска получили возможность стремительно наступать к западным границам СССР.

Вскоре советские воска завершили освобождение Белоруссии, освободили часть Литвы и Латвии, вступили на территорию Польши, форсировав реки Нарев и Висла, и подошли к границам Восточной Пруссии, продвинувшись на 550 – 600 км и расширив фронт наступления более чем на 1000 км. В Белорусской операции получил развитие такой способ действий, как окружение. Например, под Минском оно было достигнуто в ходе параллельного и фронтального преследования противника на глубине 200 – 250 км от переднего края.

Грандиозное наступление в Белоруссии, начатое 23 июня, закончилось 29 августа 1944 года. Это была одна из самых крупных операций Красной Армии в Великой Отечественной войне. В состав наступавших советских войск с учетом прибывших в ходе боев резервов, а также тыловых частей имелось свыше 2500000 человек, более 45000 орудий и минометов всех калибров, свыше 6000 танков и САУ, около 5000 боевых самолетов (без учета авиации дальнего действия и самолетов По-2 и Р-5).

Рис. 9. Памятник-обелиск советским воинам и партизанам (Минск, площадь Победы)
Рис. 9. Памятник-обелиск советским воинам и партизанам (Минск, площадь Победы)

Противник привлек в ходе сражений в общей сложности более 1500000 человек, около 17000 орудий и минометов разных калибров, свыше 1500 танков и штурмовых орудий, более 2100 боевых самолетов.

Это была крупнейшая победа всего советского народа (рис.9). Родина 36 раз салютовала в честь четырех фронтов, успешно наступавших в Белоруссии, Литве и Польше.

Материалы собраны, подготовлены и систематизированы доцентом кафедры «Электроэнергетика» ФГБОУ ВО «ЛГУ им. Владимира Даля» к.т.н. Парсентьевым Олегом Сергеевичем