Поиск репетитора для ребёнка — это... Если продолжить фразу в позитивном ключе не удаётся, без паники! Мы поможем. В этой статье попробуем разобраться, как выбрать хорошего специалиста, чтобы и ребёнку было комфортно, и предмет помог осилить, а не просто «выжал» в ноль ваш кошелёк.
Мы не станем советовать сервисы по выбору специалистов. Их и так достаточно на просторах интернета. Посмотрели на проблему под другим углом, обсудив её с педагогом-психологом белгородского Дворца детского творчества Анастасией Афанасенко.
— Есть ли какие-то критерии для выбора репетитора, которыми могут руководствоваться все родители?
— Важен опыт кандидата по выбранной теме занятий и с учащимися конкретного возраста. Если есть статус ОВЗ или другие особенности, то нужен опыт работы с конкретной категорией детей. Также имеет значение уровень образования – нанимаете вы студента или профессора.
Немаловажно при выборе репетитора изучить отзывы, рекомендации и составить собственное мнение о специалисте. Отметьте не только профессиональные качества, но и опрятность, грамотность речи, общее эмоциональное состояние кандидата.
Важно заранее изучить нюансы проведения занятий. К примеру, есть педагоги, которые привыкли давать достаточно объёмные домашние задания и работать иначе они не готовы. Этот вариант не подойдёт ребёнку, который и так с трудом выполняет домашние задания от школьных учителей. Не бойтесь отказаться от такого кандидата и поискать другого, сразу обозначая эту важную особенность.
— На что обращать внимание при выборе репетитора для ребёнка? Расскажите подробнее.
— В первую очередь, на специализацию репетитора. Нужно чётко определить задачу: «догнать» школьную программу, подготовиться к ЕГЭ, заинтересовать ученика предметом, подтянуть знания для олимпиады, адаптировать ребёнка с ОВЗ, дизартрией, СДВГ и т.д. Если у специалиста опыт работы в другой сфере, он не сможет качественно помочь конкретному ребёнку с конкретной задачей.
Во-вторых, важно отметить, задаёт ли специалист вопросы о своём будущем ученике, его характере, способностях, увлечениях, достижениях по другим предметам. Если репетитор выстраивает индивидуальную работу, исходя из способностей и потребностей ребёнка, — отлично. Если у него универсальная, шаблонная программа, которая не меняется много лет от ученика к ученику, достижений ожидать не стоит.
В-третьих, посмотрите на внешнюю опрятность и собранность человека, адекватность эмоциональных реакций: владеет ли он собой и ситуацией, находится ли в стабильном, уравновешенном состоянии после занятия, нашёл ли он контакт с ребёнком. Специалист должен не только расположить ученика к себе и создать для него ситуацию успеха, но и совладать с негативом — детскими «не хочу», «не буду», «скучно», «я устал», «надоело».
В-четвёртых, очень важно, чтобы педагог обладал критичностью мышления, гибкостью, вариативностью методик обучения. Дети бывают разные, как и ситуации. Одному нужно долго и кропотливо объяснять, другому — наглядно продемонстрировать, третьему — показать на картинках, а четвёртому необходима свобода творчества и открытий. Если педагог предлагает «зубрить» без понимания сути, надолго такие знания в голове у ребёнка не задержатся.
— Обязательно ли педагог должен нравиться ребёнку?
— Дети — хорошие психологи. Они тонко чувствуют людей. Если вы доверяете своему ребёнку, прислушайтесь к нему.
Может быть так, что педагог заинтересовал ученика, выстроил коммуникацию, а уже затем ребёнок увлёкся ранее нелюбимым предметом и начал достигать каких-то успехов. А может быть и наоборот: некомпетентный или отталкивающий человек отобьёт у ребёнка всё желание изучать новое.
— Что делать, если родителям репетитор кажется хорошим, а ребёнок категорически не хочет к нему идти?
— Необходимо разобраться, что именно не нравится ребёнку — репетитор как человек или сама необходимость дополнительных занятий. Поговорите со своим сыном или дочерью и выясните: если придёт другой педагог, станет ли ему легче заниматься?
Мягко настаивайте на неизбежности занятий, но всё же дайте ребёнку свободу выбора в этой необходимости: заниматься ему со специалистом или самостоятельно, посещать электив в школе или заниматься онлайн. Дайте понять, что так или иначе результат должен быть. Тогда у ребёнка не будет повода саботировать занятия под предлогом того, что ему не нравится каждый новый репетитор.
— Какой репетитор лучше — онлайн или офлайн?
— С точки зрения восприятия информации, непосредственная совместная деятельность ученика и педагога будет более богатой, эмоционально окрашенной. Ребёнок получит дополнительный опыт общения, вербальной и невербальной коммуникации.
Но онлайн формат не умаляет достоинств и компетентности специалистов, которые могут находиться далеко по каким-то причинам. Иногда онлайн обучение очень выручает там, где невозможно личное присутствие, а также экономит время на дорогу к месту занятий и обратно.
Иногда онлайн формат бывает дешевле. На это также стоит обратить внимание. Этим же плюсом порой обладают и ранние занятия. У педагогов часто свободны утренние и дневные слоты, так как в это время большинство детей в школе. Многие репетиторы снижают ценник на непопулярные часы, что может быть на руку родителям учеников второй смены.
— Нормально ли остерегаться новых людей рядом со своим ребёнком и просить поприсутствовать на нескольких занятиях с репетитором? И что, если специалист откажет?
— Это абсолютно нормально. Волнение родителя естественно. Но важно заранее обговорить присутствие на занятии, чтобы для педагога это не было неожиданностью. Также обсудите формат урока, чтобы родитель был только с позиции наблюдателя, не вмешивался в процесс, не отвлекал ребёнка и педагога.
В присутствии родителя многие дети позволяют себе более расслабленное, инфантильное поведение. Дети помладше могут капризничать, отказываться от выполнения заданий. При этом, когда ребёнок наедине с педагогом или другими детьми, когда его приводит не мама, а, например, папа, он спокойно и продуктивно занимается, потому что необходимость в манипуляции пропадает.
Какие «красные флаги» говорят о том, что репетитора стоит сменить?
1. Репетитор помогает ученику выполнять школьные контрольные работы и прочие подобные задания.
Если вам кажется, что ничего плохого в этом нет, вспомните поговорку: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Дай ему удочку и научи ловить рыбу — и ты накормишь его на всю жизнь».
2. Ребёнок рассказывает, что он в восторге от репетитора, потому что может обсудить с ним любые темы.
Встречаются ситуации (особенно в случае с молодыми специалистами), что ребёнок и репетитор практически подружились. На занятия ученик бежит с удовольствием, и родителям кажется, что вот он — идеальный педагог. Но в этой эйфории стоит вспомнить, для чего ваш ребёнок туда ходит. Дружеская и доверительная атмосфера — это прекрасно, но только в случае, если не страдает процесс обучения. Держите в голове мысль и донесите ребёнку: друзья — в школе и во дворе, а на занятиях с репетитором — знания.
3. Репетитор настаивает на единственном варианте решения задач и ограничивает ребёнка в творческом подходе.
Да, есть ситуации, которые требуют конкретных действий или правил и никак иначе. В нашем пункте речь идёт о репетиторах, которые на корню вырубают инициативы и попытки ребёнка решить задачу по-своему, подойти к ней нестандартно, предложить новое.
4. После определенного количества занятий нет результата, которого вы ожидали.
В этом случае нужно задаться вопросами: «Какие именно навыки и умения развивает педагог? Он впустую тратит время и ваши деньги или просто не понял, чего конкретно от него ожидают?» Цели должны быть конкретны и измеримы.
«Допустим, репетитора наняли, чтобы научить ребенка вычислять дискриминант, а он через месяц этому так и не научился (но вполне возможно, научился другому). Необходимо заранее оговаривать с репетитором, какой результат и в течение какого времени родители хотят получить. Если всё было оговорено, а цели не достигнуты, задумайтесь над сменой педагога», — рекомендует психолог Анастасия Афанасенко.
Для кого-то советы покажутся элементарными. Тогда поздравляем: вы профи в выборе репетиторов! Пора делать это за деньги (шутка). Но если наша статья или отдельные её пункты были вам полезны, напишите в комментариях. Вам несложно, а нам приятно.
Текст: Татьяна Зеленина, специалист button blue
Визуал: Анастасия Бузмакова, специалист button blue