Получившая прозвище «плавающий город», Венеция известна своими романтическими каналами, поездками на гондолах и впечатляющими мостами, а также тем, что город построен на воде. Несмотря на то, что миллионы туристов продолжают посещать Венецию каждый год, её жители идут в обратном направлении. Всего за 70 лет население города сократилось с более чем 170 000 до менее 50 000 человек. Но почему? Это потому, что Венеция тонет, и процесс этот необратим. Само по себе строительство города на воде — маловероятное предприятие, но построить город, который расцвёл искусством, культурой и архитектурой так, как это сделала Венеция, почти невероятно. Венеция выросла благодаря своему стратегическому расположению как торгового пункта между Востоком и Западом, но Венеция уже не та, что была раньше. Изменение климата и оседание фундаментов вызывают серьёзные проблемы, которые, по мнению некоторых учёных, могут привести к тому, что Венеция окажется полностью под водой уже к 2100 году.
Прежде чем мы поймём, почему Венеция тонет и почему планы по её спасению терпят неудачу, нужно обсудить, как город был построен на воде и почему люди вообще решили это сделать. Существует одна человеческая эмоция, которая побуждает нас делать весьма иррациональные вещи, например, строить город на воде. И этой эмоцией является страх. В V веке н. э. варварские завоеватели терроризировали Италию, вызывая массовую миграцию людей. Болото, обитавшее несколькими бедными рыбаками, предоставило убежище для беженцев. Однако по мере роста числа беженцев росли и потребности в инфраструктуре. Так, 25 марта 421 года была основана Венеция.
Венеция построена на болотистой местности, которая в некоторых частях едва поддерживает вес человека, не говоря уже о домах или соборе Святого Марка. Как же это было сделано? В нескольких метрах под поверхностью находится слой твёрдой глины. Важно отметить, что эта твёрдая глина похожа на плотную резину: достаточно прочная для фундамента, но не такая твёрдая, как камень. Строительство начиналось с забивки деревянных свай в ил до тех пор, пока не достигалась твёрдая глина. Деревянные сваи вбивались настолько плотно, что они не только уплотняли ил, но и выталкивали воду, делая его ещё более твёрдым. Этот процесс в значительной степени выполнялся вручную, что было очень трудоёмким занятием. Но с развитием технологий были созданы машины для забивки свай, а затем и более тяжёлая техника, что позволило делать это быстрее и глубже.
Сверху на сваи укладывали горизонтальные деревянные доски, а затем — водонепроницаемый известняк, создавая фундамент, достаточно прочный для строительства кирпичных зданий над уровнем воды. Возникает очевидный вопрос: почему дерево не гниёт? Дело в том, что, будучи плотно упакованным и полностью погружённым в воду, оно не имеет контакта с кислородом, что не даёт микроорганизмам разрушать его. К тому же солёная вода буквально окаменевает дерево, делая его ещё твёрже, почти как камень. Некоторые здания в Венеции до сих пор стоят на фундаментах, построенных более тысячи лет назад.
Теперь, когда мы знаем, как построена Венеция, возникает вопрос: почему она тонет? Существует несколько факторов, которые в совокупности вызывают серьёзные проблемы с оседанием города. Первым из них является просадка. Помните твёрдую глину, о которой я говорил ранее? Поскольку она не такая твёрдая, как камень, естественно, что тысячи тонн давления от зданий сверху вызывают лёгкое погружение. В среднем Венеция опускается на 1-2 миллиметра в год. Технически Венеция начала тонуть в тот же день, когда была построена.
Что усугубляет ситуацию, так это историческая зависимость города от артезианских колодцев как источников пресной воды. В течение многих веков чрезмерная добыча подземных вод привела к сжатию слоёв глины и осадочных пород под Венецией. В 50-60-х годах прошлого века просадка достигла таких масштабов, что использование артезианских колодцев было запрещено. Ещё одна из больших проблем, с которой сталкивается Венеция, — это явление, известное как "аква альта", что в переводе с итальянского означает "высокая вода". "Аква альта" происходит из-за сочетания приливов, сильного южного ветра и периодического движения морской воды, что приводит к повышению уровня воды.
Хотя это естественное явление, проблема в том, что оно происходит всё чаще и становится более серьёзным из-за изменения климата. В 2019 году уровень "аква альта" достиг 187 сантиметров — это около шести футов. Это было второе по высоте наводнение, когда-либо зарегистрированное в Венеции. В результате этого наводнения было затоплено более 80% города. Хотя некоторые туристы умудряются наслаждаться наводнениями, для венецианцев это далеко не весёлое событие. В худших случаях такие наводнения разрушают фундаменты и делают некоторые здания непригодными для жизни.
Туристы тоже создают проблемы для Венеции. Многие прибывают в Венецианскую лагуну на больших круизных лайнерах, которые создают сильные волны и вибрации, повреждающие хрупкие фундаменты зданий. Всё это движение также ухудшает качество воды в каналах Венеции, выброс сточных вод и загрязняющих веществ в лагуну отрицательно сказывается на здоровье морской жизни. В попытке справиться с этим в 2021 году итальянское правительство ввело закон, запрещающий кораблям весом более 25 000 тонн, длиной более 180 метров или с другими характеристиками, которые делают их слишком загрязняющими или разрушительными для морской среды Венеции.
И, наконец, самая очевидная причина — это изменение климата, из-за которого уровень моря продолжает расти, что негативно сказывается на Венеции. Очевидно, что Венеция движется к будущему, в котором она может быть полностью затоплена, поэтому требуются масштабные действия, если у неё есть шанс на выживание. Встречайте МОЗЕС, или его полное название — Экспериментальный электромеханический модуль. Это защитный барьер, состоящий из 78 мобильных ворот, каждое шириной 20 метров, расположенных в трёх стратегических точках. Барьеры лежат под водой, но могут быть подняты для изоляции лагуны от Адриатического моря в периоды повышенного уровня воды, защищая Венецию от наводнений.
Звучит здорово, не так ли? Однако не всё так просто. Одна из главных проблем проекта МОЗЕС заключается в том, что его задумали в 1992 году, а строительство началось в 2003 году и должно было завершиться к 2011 году. Несмотря на несколько успешных развёртываний системы МОЗЕС, она до сих пор не работает на 100%, хотя ожидается, что это произойдёт к концу 2023 года — спустя 31 год после её разработки. 31 год — это очень долгий срок, особенно если учесть изменения окружающей среды за это время. Цели, необходимые для спасения Венеции в будущем, изменились. Уровень моря может настолько повыситься, что МОЗЕС придётся использовать в качестве постоянной стены, однако это не вариант, так как это изменит обмен водой между Адриатическим морем и Венецианской лагуной, что полностью уничтожит её морскую экосистему.
Пессимисты могут сказать, что потратить колоссальные 6 миллиардов долларов, что более чем в три раза превышает первоначальные оценки, и тратить 350 000 долларов каждый раз, когда барьеры поднимаются, — это слишком дорого и неэффективно в долгосрочной перспективе. Но оптимисты могут утверждать, что даже если система МОЗЕС будет работать только 20-30 лет, это стоит того, учитывая ущерб, который Венеция терпит каждый раз при наводнениях.
Предлагались и другие решения, такие как инъекция жидкого цемента под воду или накачка воды под землю — фактически обратный процесс выкачивания воды из артезианских колодцев в 60-х годах. Долгосрочное решение по спасению Венеции, скорее всего, будет сочетанием этих идей, а не одной из них. Неопределённое и хрупкое будущее Венеции