Дачный сезон почти закрыт. Собран урожай. Теперь можно активнее включаться в культурную жизнь столицы. И она началась прямо в день приезда!
Вечером надо было собираться на моноспектакль "Казанова" (главы из поэмы "Феникс" Марины Цветаевой) с Евгением Князевым в главной роли. Подготовиться заранее к восприятию, прочитать о героях и истории создании спектакля не было времени.
Спасибо организаторам, которые позаботились о зрителях и предложили приобрести дополнительные билеты на лекцию "Конец Казановы" Натальи Шаинян о пьесе "Феникс" Марины Цветаевой. Тем более, моноспектакль давали на сцене Центрального Дома Литераторов (г. Москва).
Вопросов было много. Почему Марина Цветаева обратилась к этой теме? Разве она писала пьесы? Был ли прототип у Казановы? В какое время перенесет нас автор?
Желающих подробнее узнать историю создания "Казановы" собралось достаточно. Стоимость билета 750 руб. Плюс билет на спектакль 1750 руб. Итого: 2500 руб. Конечно, билеты были куплены заранее. Спасибо моей энергичной подруге!
Тема Казановы возникла в воображении Марины Цветаевой в смутные и трудные послереволюционные годы. Голод, холод, разруха.
Она ходила в Румянцевскую библиотеку, где ещё оставались сотрудники, помнившие её отца, Ивана Владимировича Цветаева, который был сначала директором библиотеки, а потом и музея им. Александра III (ныне ГМИИ им. Пушкина). Там читала "Мемуары" Казановы.
Воспоминания об Италии, как о прекрасном мире, где Марина побывала еще в юности и в свадебном путешествии, отвлекали от суровой действительности. Пик увлечения этой темой приходится на 1917-1920 годы.
Если поинтересоваться биографией Казановы, то перед нами возникает незаурядная личность с авантюрным характером и шлейфом любовных "мифов и легенд". Венецианец по происхождению, он много путешествовал, в т.ч. бывал в России. Вот такой портрет Джакомо Джироламо Казановы удалось найти на просторах интернета.
Интеллектуальные способности позволяли ему быть достойным собеседником Вольтера, Екатерины Великой, Бенджамина Франклина, Моцарта, перевести «Илиаду» на венецианский диалект, быть автором нескольких серьезных математических трудов.
Для него жизнь - игра, театр. Он увлекался, интриговал, путешествовал, но в преклонном возрасте оказался никому ненужным. Доживал свой век в Богемии, служа библиотекарем в Духцовском замке графа Вальдштейна. В итоге, хотел свести счеты с унизительной жизнью, но решил начать писать мемуары. Которые и послужили основой пьесы Марины Цветаевой "Феникс".
У Казановы был реальный прототип. Цветаева случайно познакомилась, а потом увидела в спектакле Второй студии «Зеленое кольцо» Алексея Александровича Стаховича. Красавец, дворянин, бывший кавалергард и адъютант великого князя Сергея Александровича, произвел на нее колоссальное впечатление. Поразил благородством и мужеством старости. Этот человек, принадлежавший XIX веку, не хотел сгибаться перед новым временем.
До революции, после увольнения из гвардии, он был пайщиком МХТ, входил в дирекцию театра, играл на сцене роли аристократов, преподавал артистам МХТ и студий этикет и светские манеры. Теперь Стахович был лишен всего. Он не смирился с новыми обстоятельствами и добровольно ушел из жизни в 1919 г. Марина была потрясена. Оплакивала, провожала на Новодевичье. Написала пронзительные стихи.
...Старый мир пылал. Судьба свершалась.
— Дворянин, дорогу — дровосеку!
Чернь цвела… А вблизь тебя дышалось
Воздухом Осьмнадцатого Века...
Когда вокруг разорение и неразбериха, своим «Фениксом» Цветаева переносила читателей в мир красоты и венецианского изящества. Среди действующих лиц Казанова – библиотекарь замка. В ремарке о нем сказано: «Чем стал я? Ничем. Чем был я? Всем» (фр.), он окружен ореолом таинственности для одних и сплетнями для других.
Подробнее можно прочитать здесь: https://mgpu-media.ru/issues/issue-15/philological-science/image-casanova.html
На сцене полумрак библиотеки... Мерцают свечи. Их много. Раздаются волшебные звуки живой барочной музыки. Из глубины сцены появляется Казанова - Евгений Князев. Народный артист Российской Федерации, ректор Театрального института им. Б. Щукина в великолепной форме. Высокий, стройный, элегантный. В черном, идеально сидящем костюме, в белой рубашке с черной бабочкой, в лакированных туфлях.
А голос... Глубокий, бархатный баритон. Сильный, ясный. А как читает! Правильная эмоциональная речь, четкая дикция. А пластика! Мягкие жесты, грациозные позы, осмысленные движения. Как владеет собой!
Особенно запомнился момент, когда Казанова вспоминает о родной Венеции. Он, как бы плывет на гондоле, отталкиваясь веслом и всем телом, покачиваясь на волнах и читает-читает стихи:
Есть в мире чудо: Венеция....
…Вода в ее каналах — как слюда.
А по ночам — как черный шелк тяжелый.
И жены рыбаков себе в подолы
Не рыбу нагружают — жемчуга.
Старухи в ней не спят у очага:
Все — ведьмы...
Все под червонным ливнем
Мчат с узелком в зубах.
А старики в ней
Так любострастны, что, презрев вдовство,
Бросают в Адриатику кольцо —
С ней обручиться!
На протяжении всего моноспектакля звучит завораживающая музыка А.Вивальди, Ж.Оффенбаха Г.Ф.Телемана, Г.Пёрселла, Г.Ф.Генделя, Э.Вилла-Лобоса. Квартет из виолончели, флейты, скрипки и рояля деликатно сопровождает сложную игру и перипетии спектакля. На наших глазах актер мгновенно перевоплощается в тринадцатилетнюю девочку, которая явилась то ли во сне, то ли наяву, прощающемуся с жизнью Казанове. Одна жизнь только начинается, вторая - заканчивается. О чем они могут говорить? Все странно и непостижимо...
Как можно выучить такой сложный, длинный текст? осмыслить, сыграть, перевоплотиться?!
Из интервью Евгения Князева:
- Когда-то в спектакле «Три возраста Казановы» я играл молодого Казанову, надеялся когда-нибудь сыграть пожилого, но как-то не довелось. А тут был юбилей Цветаевой, и меня попросили что-нибудь почитать. Мы договорились с партнершей разыграть историю старого Казановы и влюбленной в него 13-летней девочки. А в день спектакля позвонила моя партнерша и сказала, что не может прийти. Что делать? И я решил читать и за себя, и за нее. Тогда это была одна небольшая глава, я рискнул и получилось. А потом было выступление в Зале Чайковского, после которого мне предложили читать это произведение с оркестром. И сейчас я достаточно часто так выступаю.
Когда заканчивается спектакль и артист наполняется аплодисментами зрителей, тогда чувствуешь степень отдачи и принятия. А если отклика у зрителя не получил, тогда остаешься опустошенным и нет сил завтра играть.
В зале сначала стояла полная тишина... Потом раздался нарастающий плеск аплодисментов, превратившийся в "бурное море".
Блестящий артист, тонкая режиссура, изящная музыка! Браво!!!!!!