Найти тему

О фильме «Субстанция» (2024) со спойлерами

Был в моей жизни период, когда просмотр максимально странных кинокартин казался чем-то крутым. Сейчас я понимаю, что это все были глупости, но данная картина напомнила мне о тех «бунтарских» временах.

Эта история мало отличается от многих других фильмов ужасов, однако назвать «Субстанцию» проходным ужастиком я тоже не смогла бы. Похожа она на другие кино тем, что в ней (практически) все проблемы у героев берутся из головы и с помощью креативщины сценаристов и всех других участников процесса съемки и пост-продакшна принимают физическую форму.

Так, главная героиня - Элизабет Спаркл - это знаменитость, которая вышла из своего зенита (как в плане карьеры, так и в целом), в следствие чего она была уволена из собственного шоу, которое держало ее на обочине Голливуда. Для человека с нездоровым восприятием себя и необходимостью подтверждении собственной важности такой исход является чуть ли не концом света. Ей предоставляется возможность создать «лучшую версию себя», что, собственно, и является началом конца для Элизабет.

С помощью таинственной «субстанции» Элизабет практически выращивает внутри себя новую себя - красивую, молодую, идеальную.

  • Фильм впечатлил меня по большей части за счет визуальной составляющей. Все сцены, включая вышеупомянутое «выращивание», показывается максимально наглядно. То, как авторы работают с телами и из модификациями, действительно вызывало во мне сильные чувства. Это касается не только бади-хорора, который, вне сомнений, шикарен, но и передачи эмоций через тело в целом. Но об этом чуть позже.

Итак, новая версия Элизабет, Сью, обладает той же мотивацией, что и главная героиня - получить любовь и признание. С этой целью та, оправляется на кастинг замены Элизабет, где, безусловно, производит фурор, и начинает свою прекрасную жизнь. Однако, загвоздка здесь в том, что тела героинь зависят друг от друга и имеет место необходимость соблюдения баланса, который, конечно же, нарушается обеими девушками. Думаю, здесь дело в том, что Элизабет изначально находилась в состоянии дисбаланса с самой собой. В фильме эта идея неладов с собой лишь получила физическую форму и в последствии была доведена до безобразия. Буквально.

Так, теперь о роли человеческого тела в фильме. Может, я копаю слишком глубоко, но я считаю, что роль физического облика героинь в фильме играет очень важную роль. Элизабет, в жизни которой наступает разлад в начале ленты, часто показывается в кадре сгорбленной, спиной к камере. Это одновременно вызывает сочувствие к героине и ощущение дискомфорта. Но это, конечно, не сравнимо с тем, во что превратилось ее тело к концу фильма.

Что касается ее замены Сью - здесь речь идет об идеале. В «Субстанции» героини часто появляются в кадре без одежды. Сначала - с целью вызвать приятные эмоции и эстетическое наслаждение, а после - для того, чтобы обезобразить и гипертрофировать все до той степени, что хочется то ли закрыть глаза, то ли прикрыть тело на кадрах чем-нибудь.

(Видите, как я подвожу к тому, что с ними случится в конце фильма, а? А? Меня вот никто не предупредил)

Так, в погоне за жизнью мечты, Сью вытягивает из Элизабет почти все соки, что делает из главной героини малоподвижную, лысую, сгорбленную старуху. А, если помните, это не вяжется с необходимым для них обеих балансом.

Короче, бла-бла-бла, Сью убивает Элизабет, и, позже ее тело начинает разваливаться на глазах перед важнейшим для нее вечером на телевидении в прямом эфире в качестве ведущей. В попытке вернуться в прежнюю форму, та вводит в себя остатки субстанции, которую можно использовать лишь единожды, чем вызывает в своем теле необратимые метаморфозы. Люди, кони и все-все. Но, если точнее, то одно тело на всех - и Сью, и Элизабет, а также паре лишних ртов, ушей, глаз и прочих менее приличных частей тела.

Кончается фильм огромным количеством крови в прямом эфире, куда она (они?) в итоге доползает на морально-волевых и смерью от невозможности поддержания жизни в таком состоянии.

Да. Чем меня это кино поразило, так это визуальной частью.

Во-первых, количество наготы меня просто поразило, но потом я поняла, что это сделано тоже не просто с целью порадовать аудиторию телами в неглиже. Не только для этого. Метаморфозы, которым подвергаются героини, изображаются настолько красочно и детально, что желание смотреть практически отпадает вместе с челюстью. Но к этому моменту глаза уже прикованы к экрану и шансы на спокойный сон после просмотра фильма умирают вместе с Элизабет. :(

На что похоже:

Количество симметричных красивых кадров точно напомнят работы Уэса Андерсона.

Мне также показалось, что в картине присутствуют схожие черты с такими фильмами как «Одержимая», а также, как ни странно, «Бивень» и «Простите за беспокойство».

В чем смысл:

Картина затрагивает такие темы, как старение и существование женщин в этом мире в целом и в Голливуде в частности. Если вам кажется, что женщинам живется легко, а популярным женщинам тем более, то, возможно, «Субстанция» поможет вам взглянуть на это под другим углом.

Аспект ментального здоровья также присутствует в картине. Мне, как человеку, который сталкивался с РПП и непринятием себя, эта тема очень важна, важно ее освещение. Однако, если бы я варилась в этом не пару лет назад, а сейчас, то этот фильм, возможно, принес бы мне больше неприятных эмоций, чем восхищения и конкретного афига.

Основной посыл картины стар как мир - люби себя. Таким, какой ты есть. И тот факт, что эта темя себя не изживает, означает, что люди нуждаются в напоминании об этом во все времена.

Конечно, столь специфичный способ сказать «ты у себя один такой лапуська» зайдет далеко не всем. Но, если вы любите кровяку, красивых и не очень женщин и хотите провести вечер за мыслями «и что мне делать с этими картинами в голове теперь», то вам понравится.