Когда Китай понимает логику возобновляемой энергии
Одна из вещей, которую все на Западе знают о Китае, это то, что он не является демократией, а представляет собой режим, управляемый железной рукой одной единственной сущности — Коммунистической партией Китая. Ее руководство редко действует прозрачно, управляя страной без необходимости в праймериз, альтернативных кандидатурах и т.д.
В общем, те из нас, кто живет в демократиях с относительно прозрачными избирательными процессами, склонны считать китайскую систему нежелательной, практически диктатурой, где люди не имеют права голоса в выборе своих правителей.
Тем не менее, среди "преимуществ" китайской системы заключается то, что, поскольку руководство не обязано проходить выборы для подтверждения своей легитимности, оно может осуществлять долгосрочное планирование, зная, что другая администрация не придет и не изменит эти планы.
Очевидно, я ставлю "преимущества" в кавычки, потому что, как демократы, большинство моих читателей никогда бы не согласились пожертвовать своей свободой ради лучшего планирования. Но нет сомнений в том, что Китай, поскольку его система работает таким образом, и его население, похоже, принимает это на протяжении поколений, намерен превратить это в конкурентное преимущество — термин, используемый в бизнесе при анализе компаний.
Оказывается, что способность Китая к долгосрочному планированию достигает того, что на Западе кажется невероятным: страна, по-видимому, достигла пика выбросов углекислого газа и парниковых газов в 2023 году, и данные за 2024 год, главным образом благодаря решительному увеличению установки возобновляемых источников энергии, не только ниже, но, похоже, обозначат переломный момент.
Если вы не верите тому, что читаете, потрите глаза: мы говорим о Китае — стране с самыми высокими выбросами в мире, которая утверждала, что ее достижение нулевого уровня выбросов будет отложено на несколько десятилетий, потому что страна имела право укреплять свою экономику, сжигая ископаемое топливо, как считала нужным, так же, как это делал Запад на протяжении последнего столетия или более.
Индия приводит тот же аргумент: экономики, которые мы сегодня считаем развитыми, десятилетиями выбрасывали углекислый газ, как будто не было завтрашнего дня, поэтому Индия считает, что она имеет право делать это, по крайней мере, до тех пор, пока ее экономика не достигнет аналогичного уровня развития.
Учитывая, что мы говорим о двух самых густонаселенных экономиках мира, эти аргументы создают проблемы, поскольку мы все живем на одной планете, и еще предстоит увидеть, сможет ли наш вид продолжать существовать на ней, если выбросы будут продолжать расти. Это не шутка. И если вы отрицаете изменения климата, перестаньте читать эту статью прямо сейчас и, пожалуйста, не выставляйте себя на посмешище в комментариях. Вместо этого сделайте себе одолжение: почитайте что-нибудь, а потом возвращайтесь сюда.
Что происходит в Китае? Ну, помимо того, что страна установила технологическое лидерство в солнечных панелях и батареях — двух самых стратегически важных технологиях для декарбонизации и энергетического перехода, Китай решил полностью на них полагаться и внедрять их с гораздо большей скоростью, чем планировалось изначально. Почему? По самой простой причине: они намного дешевле.
В то время как на Западе мы все еще жалуемся на то, что электромобили стоят дороже, или спорим, действительно ли они уменьшают выбросы, или могут ли батареи быть переработаны, в Китае это уже не будущее, а настоящее, и солнечные панели и ветряные турбины устанавливаются повсюду, где их можно разумно разместить, с батареями для компенсации прерывистости.
Результат заключается в том, что крупнейший загрязнитель в мире мог достичь пика выбросов в 2023 году и уже перейти в фазу снижения. Расширение производства солнечной и ветровой энергии привело к тому, что к марту 2024 года эти источники покрывали 90% роста спроса на электроэнергию. Вместе с сильной приверженностью гидроэлектроэнергетике, с некоторыми из крупнейших плотин в мире, мы видим обязательство, которое не только обеспечит все энергетические потребности страны, но и сделает это по значительно более низким затратам.
Совершенно логично, что Китай теперь является крупнейшим экспортером электромобилей: это логическое развитие долгосрочной плановой экономики, основанной на понимании преимуществ, которые предоставляет технология. Конечно, Китай подстраховывается, планируя строительство дополнительных угольных или атомных электростанций, но они уже не являются первым вариантом.
Китай и Индия еще недавно были крупнейшими загрязнителями планеты, но теперь они предлагают модель энергетического перехода (путь еще долгий, но мы говорим о моделях, а не о завершенных процессах).
Вполне возможно, что вскоре так называемые развивающиеся страны будут показывать Западу путь вперед.