Диана Пуатье, 16 век
«Остаюсь навеки ваш ничтожный слуга», писал король Франции Генрих II мадам Диане. 25 лет эта дама владела его сердцем. Четверть века король проводил с ней страстные ночи, а королева Екатерина Медичи изнывала от ревности. Ладно бы фаворитка была молода и свежа – но она на 20 лет старше Генриха; при дворе Диану Пуатье обзывают «старый гриб», а ей хоть бы что. Она вправду хороша, тому есть куча свидетельств: чистая кожа, лучистый взгляд, стройный стан; ее не портят крупноватый нос и тонкие губы. И портреты мадам красноречивы. Но есть один, который обескураживает - вот эта работа, предположительно Франсуа Клуэ; здесь Диане 55 лет. Да, уже не девушка, годы взяли свое; но где хотя бы легкий след былой прелести? Между тем Генрих еще жив, ему 35. И вот от этого он все еще без ума? Даже с учетом мелодичного голоса, изящных манер, которые ценят не меньше красоты? Боюсь, уважение и память о былом – максимум, что могла выжать из нежного друга пожилая фаворитка. Если портрет правдив. Вдобавок мастер видимо приукрасил модель, так было принято.
Когда 40-летний Генрих II умер, Диана уехала в замок Анэ на Луаре. Там ее навещали знакомые, среди них писатель Пьер де Брантом. Вот что его потрясло: «Я увидел эту даму за полгода до смерти… Все та же дивная красота… У нее потрясающе белая кожа… думаю, проживи она еще сто лет, ничуть бы не состарилась». А Диане между тем 65, значит, еще плюс 10 лет к тем, что на портрете. Есть версия, что Брантом рассыпался в похвалах хозяйке после радушного приема и сытного обеда. Ну и легенду о красоте несравненной Дианы как-то нужно поддерживать…
Не дает мне покоя этот портрет.
Джейн Сеймур, 16 век
Третья жена короля Англии Генриха VIII поражает неказистым видом – если судить по портрету кисти Ганса Гольбейна (младшего). Чем тогда леди Джейн покорила Тюдора, к услугам которого были первые красотки? Не одной же кротостью, право. Именно Сеймур Генрих назовет любимой женой – их было шесть, если кто забыл – и завещает похоронить себя рядом с ней. Возможно потому, что Джейн подарила ему желанного сына. А внешность… Может, длинный крупный нос, узкие губы, двойной подбородок в 16-м веке служили идеалом красоты – почти всех жен Генриха изображали со схожими чертами. Все равно странный портрет. Даже если он правдив, почему Гольбейн не польстил королеве, почему Генрих одобрил его работу? Значит, все же вкусовые причуды эпохи. И значит, Джейн считалась красавицей.
Фрейлина Екатерины Арагонской, первой жены короля, троюродная сестра второй жены, Анны Болейн, 27-летняя Джейн Сеймур начала появляться рядом с Генрихом еще при жизни «ведьмы» - так за глаза называли Анну. Сухощавая черноглазая королева с острым языком и дерзкими манерами впрямь напоминала злую колдунью; а бледная белокурая Джейн будто спустилась с небес – чистый ангел. Ангел намекнул его величеству, что надеется занять рядом с ним достойное место; других желаний у милой девушки не было. Ей повезло – в 1536-м Анну Болейн казнили как изменницу и прелюбодейку. Через день Генрих и Джейн тайно обвенчались.
Спустя год с небольшим она подарила королю желанного сына (будущего Эдуарда VI); еще пара недель – Джейн умерла от родильной горячки. Только через три с лишним года безутешный Генрих отважился на новый брак.
Клеопатра VII, 1 век до н.э.
Известная фраза Паскаля: «Поверхность земли имела бы другой вид, будь нос Клеопатры чуть короче». Тут и привычка царицы Египта вмешиваться в дела соседних стран – среди них Римская империя – и намек на длинный «птолемеевский» нос. Разве такой украсит лицо?
Вот ее бюст. Найден в Алжире, где правил царь Юба, его женой позже стала дочь Клеопатры. Бюсту хочется верить и - удивляться лику легендарной прелестницы: внушительный нос (с горбинкой, она тут не заметна), узкий лоб, толстая нижняя губа, поджатая верхняя. Н-да, не Лиз Тейлор.
Между тем, о дивной красоте Клеопатры пишут многие античные авторы – но жили они веком-другим позже. Один Плутарх гнет свою линию: «красота этой женщины была не той, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда». Впрочем объективный грек поправляет картинку – Клеопатра очаровывала милым обращением, умела убеждать, обладала чарующим голосом. И тем сводила с ума мужчин? Разберемся каких.
Цезарь на 30 лет ее старше – когда они познакомились, ей был 21 год, ему – за 50. В Египте кипела смута, консул Римской республики прибыл в страну миротворцем и где-то героем. Он помог Клеопатре завладеть троном, она в благодарность отдала ему себя. Все логично, все по-людски.
Марк Антоний пленился ею на роскошном пиру: сказочное убранство скользившей по Нилу ладьи, изысканные яства, реки вина – и очаровательная хозяйка вечеринки в пышном наряде, к тому же царица. Плебею такая красота не снилась; вмиг забыл и жену, и Рим. А дальше – дело техники; пособие «как удержать мужчину» Клеопатра написала бы без подсказок. Судя по тому, что мужчин у нее по жизни было двое (ее чудовищное распутство – клевета врагов), царица училась на ходу и отлично справлялась.
Она получила от Антония все, чего хотела – земли, почести, горячую любовь. Под его защитой Египет оставался независимым, за что всегда выступала Клеопатра. А потом собрался с силами Октавиан – и их благополучие рухнуло. Гордая царица покончила с собой, не желая пленницей участвовать в триумфе Октавиана. «Ты победила, Клеопатра», - по легенде процедил новый владыка Рима; его тоже поневоле очаровала вовсе не красивая гречанка, последняя из Птолемеев, что правили Египтом триста лет.
Автор – Марина Туманова
Душевное вам спасибо за лайки, комментарии, подписки
Еще по теме: