Приветствую всех адекватных. Коллекционеров моделистов и любителей БТ, танкистов и им сочувствующих. И просто интересующихся историей бронетанковой техники.
Как и обещал, расскажу немного историю машины и покажу недавно собранную модель сверхтяжелого танка VK100.01 (P) K3382.
Вместо вступления.
Данная модель явилась как бы прощальным подарком одного моего другантеллы. Он не однократно брал несколько раз призовые высшие места в различных выставках и конкурсах.
Собрав около 500 моделей авто и бронетехники, ему это просто надоело. И он просто раздав и часть продав своей коллекции, он перешел в моделисты корабелы. И не а бы как, а в моделисты, которые собирают модели парусников из дерева. Я в свое время пытался собрать «Повелитель Морей», но дальше корпуса не пошло. Так он и потонул на верху шкафа. Возможно, отдам его этому своему другантелло, от которого я и получил танк. Танк в 35 масштабе. Ну а теперь поехали.
VK 100.01 (P) K 3382.
Скажу так, боевой необходимости в машине таких габаритов и мощи не было.
Однако, причин появление таких проектов было две: гигантомания фюрера, и желание фирм Kгuрр и Porsche заработать на таких заказах. Первое упоминание о сверхтяжелых танках относятся к весне 1942 года. Так 5-6 марта, фирме Kгuрр приказали начать разработку 100 тонного танка, при этом остановить все работы по 72 тонному (практически готовому) танку «Lowe» VK 72.01 K (он же Pz.Kpfw. VII). Построив первый образец к поздней весне 1943 года. Однако уже 21-22 марта 1942 года разработку передают фирме Porsche.
Новая машина у Порше получила индекс VK100.01, так же в современных источниках P.10001, или Porsche TYPE 205. Так же можно встретить название «Mammut», или мамонт. Хотя оно к танку и близко не относится, поскольку было дано британской разведкой 28 января 1945 года, когда был захвачен деревянный макет танка VK100.01. Хотя с 18 мая 1942 года он в документах проходил как проект «Maus», а с лета того же года как «Mauschen».
Параметры бронирования танка планировались следующие: Лоб корпуса 200 мм, Лоб башни 220 мм, Борт корпуса 180 мм, Борта и корма башни по 200 мм. Днище корпуса 100 мм. Основное вооружение 150-мм орудие 15 см KwK L/40. Скорость снаряда составляла 845 м/c. Орудие, якобы, могло дать 4-5 выстрелов в минуту. Альтернативу составляло орудие 12,8 см KwK L/50 при весе снаряда 29,3 кг, скорость составляла 810 м/c. Боекомплект составлял 100 снарядов, и дистанционно управляемый пулемет. Реализация, работы которого вызывала много вопросов у инженеров фирмы. Поскольку реализовать подобный пулемет не удалось, а вооружение для защиты все же было нужно, то на фирме нашли очень оригинальный способ.
Разработку башни передали фирме Kгupр. На фирме просчитали, что вес башни с орудием 15 см KwK L/40 и длинной 6-ть метров и боекомплектом составит уже вес советского танка Т-34!! Но не смотря на возражения инженеров фюрер пожелал рассмотреть варианты установки 128-мм орудия. И фирма не нашла ничего лучше как добавить вторую вспомогательную башню с более мелким орудием 75-го калибра, поверх основной.
Было представлено три эскиза: K3381, K3382, и K3384.
Трудно понять что творилось в Третьем Рейхе в головах разработчиков и фюрера. На совещании (13 мая 1942 года) фюрер заявил о крайней необходимости данного сверх тяжелого танка. Так как, якобы, русские выпустят к лету 1943 года новый тяжелый танк. Хотя проект нового советского танка КВ-3 (Т-223) закрыли весной 1942 года, а КВ-4 и КВ-5 еще осенью 1941 года.
НО, нас интересует второй проект K3382 от фирмы Порше. Его утверждение состоялось 17 июня 1942 года. На танке отсутствовало пулеметное вооружение, что делало его уязвимым от атак пехоты, но фюрер вместо пулемета велел установить еще одно орудие в дополнительной башне, и увеличить толщину брони днища до 100 мм. Свое решение он мотивировал так, сверхтяжелые танки должны были сопровождаться средними, и тяжелыми танками. В обязанности которых, и входила защита этих «крепостей». Окончательное обсуждение проекта (K3382) состоялось 23 июня 1942 года. Основным окончательным вариантом стало орудие 15 см KwK L/70. Но после создания в 1943 году орудия 128-мм KwK 44, фюрер потребовал установку именно этого орудия. В кормовой части башни разместили 30 унитарных снарядов, остальные 36 в корпусе танка.
В качестве двигателя планировался 16-цилиндровый дизельный двигатель. За неимением такового двигателя выбрали временный вариант 700 сильный «Maybach» HL230P. Так же допускался и вариант двигателя Porsche Typ 141, объемом 41,5 литра и мощностью 780 л/с., после соответствующей доработки. Общая высота машины (со второй орудийной башней), составила 4 метра. Что вызвало легкий шок у командиров танковых соединений. Командирскую башенку перенесли на малую башню. Основная башня тоже изменилась. Так как, основная башня теперь стала плоской, то кормовую часть основной башни скруглили.
Гусеницы были шириной 1000 мм, с шагом 130 мм. Электрическая трансмиссия позволяла варьировать скорость движения от 1,5 до 20 км/ч.
Этот эскиз 100 тонного танка стал основным. Что привело к полному закрытию интереснейшего проекта танка «Lowe» VK 72.01 K, он же Pz.Kpfw. VII.
Проект танка «Lowe» VK 72.01 K, планировал 2-ва варианта по расположению башни, по центру танка, и в корме танка. Скажем несколько слов о типах вооружении этого зверя VK 100.01 (P) K 3382.. В малой, и основной башнях стояло по 1-му орудию. В малой башне планировалось разместить 75-мм KwK 37 L/24.
Ранее это орудие (75-мм KwK 37 L/24), можно было встретить на следующих видах техники. На средних танках T-IV ранних выпусков, на штурмовых САУ «Штурмгещютс III», а так же на полугусеничном бронетранспортере Sd.Kfz. 251/9. Так же данное орудие ранее могло устанавливаться и на четырехосных бронеавтомобилях Sd.Kfz. 233. Так что оно вполне подходило для защиты машины от пехоты и легкобронированных танков. Затвор орудия вертикальный, клиновый. Спуск электрический.
ТТХ орудия в верхней малой башне.
Калибр 75 мм.
Длинна ствола мм/клб 1756,5/24.
Длинна канала мм/клб 1566,5/20,9.
Длинна нарезной части 1307,5 мм
Длинна каморы 183 мм.
Число нарезов 28.
Глубина нарезов 0,85 мм.
Ширина нареза 4,6 мм.
Ширина поля 3,8 мм
Угол ВН -10 до +20 град.
Угол ГН (с основной башней) 360 град, индивидуально 22-24 град.
Вес ствола с затвором 285 кг. Вес всего орудия 490 кг.
Скорострельность 10-12 выстрелов.
Типы используемых снарядов:
Осколочно-фугасная граната обр.34.
Вес снаряда 5,74 кг, Длинна снаряда (мм/клб) 345/4,6, Вес ВВ 0,68 кг., Вес патрона 7,1 кг.
Бронебойно трассирующий снаряд.
Вес снаряда 6,8 кг, Длинна снаряда (мм/клб) 282/3,76, Вес ВВ 0,02 кг., Вес патрона 8,15 кг.
Кумулятивный снаряд обр. 38.
Вес снаряда 4,4 кг, Длинна снаряда (мм/клб) 282/3,79, Вес ВВ 0,54 кг., Вес патрона 5,9 кг.
Дымовой снаряд.
Вес снаряда 6,2 кг, Длинна снаряда (мм/клб) 345/4,6, Вес ВВ 0,065 кг., Вес патрона 7,57 кг.
Заряжание унитарное. Гильза стальная латунизированная, длинной 246 мм, диаметр фланца 91,7 мм. Заряд всех снарядов одинаков -весом 0,37 кг.
Баллистика орудия:
Осколочно-фугасная граната обр.34. Начальная скорость 420 м/с, Дальность 6200 метров.
Бронебойно трассирующий снаряд. Начальная скорость 385 м/с, Дальность нет данных метров.
Кумулятивный снаряд обр. 38. Начальная скорость 450 м/с, Дальность 1500 метров.
Бронебойно-трассирующий снаряд при попадании под углом 30 градусов к нормали со 100 метров мог пробить 41 мм брони, на 500 метров – 38 мм, 1000 метров – 35 мм.
Основное орудие, в главной башне, представляло собой 128-мм KwK 44.
Орудие было создано в 1943 году, устанавливалось на противотанковых САУ «Ягдтигр», а так же позже и на единственном танке «Маус».
Ствол состоял из трубы-моноблока, муфты и казенника. Для нашего варианта (K3382) орудие оснащалось дульным тормозом. Муфта служила для соединения трубы с казенником. Затвор горизонтальный, клиновый. Открывание затвора после выстрела производилось в ручную, то есть затвор четверть-автоматический. Тормоз отката гидравлический. Накатник гидропневматический. Люлька литая. Основание при помощи сварки было соединено с нижней частью перемычки башни.
ТТХ главного орудия.
Калибр 128 мм.
Длинна ствола мм/клб 7040/55.
Длинна канала мм/клб 6610/51,7.
Длинна нарезной части 5560 мм
Число нарезов 40.
Глубина нарезов 1,55 мм. Ширина нареза 6,37 мм.
Ширина поля 3,8 мм. Угол ВН от -5 до +18 град. Вес ствола 3300 кг.
Высота линии огня 2860 мм.
Длинна отката (нормальная/критическая) 820-900/920 мм.
Вес всего орудия 7000 кг.
Типы снарядов:
Осколочно-фугасная граната (12,8 см Sprgr Flak40).
Вес снаряда 26 кг, Длинна снаряда (клб) 4,5, Вес ВВ 3,3кг., Начальная скорость 920 м/с, Дальность 21031 метра. Осколочно-фугасная граната (12,8 см Sprgr 5151). Вес снаряда 28 кг, Длинна снаряда (клб) - нет данных , Вес ВВ - нет данных кг., Начальная скорость 920 м/с, Дальность 21671 метра.
Бронебойно трассирующий снаряд (обр.43 12,8 см Pzgr.43)
Вес снаряда 28,3 кг, Длинна снаряда (клб) 3,1, Вес ВВ 0,6 кг., Начальная скорость 920 м/с, Дальность - метра.
Подкалиберный снаряд. Вес снаряда 14,5 кг, Длинна снаряда (клб) нет данных, Вес ВВ нет данных кг., Начальная скорость нет данных м/с, Дальность нет данных метров .
Начальная скорость указана для наибольшего заряда, при среднем заряде весом 12,2 кг начальная скорость 750 м/с.
Дальность прямого выстрела при высоте цели 2 метра для бронебойного снаряда 1270 метров. Дальность стрельбы осколочной гранатой на среднем заряде 12,2 километров.
Заряжание раздельно-гильзовое у всех полевых и танковых орудий калибра 128- мм, в отличии от 128-мм зенитных орудий. Снаряды 128-мм зенитных орудий и были унифицированы к данному проекту (К3382). Длинна гильзы составляла 869 мм, диаметр фланца 192 мм. Вес выстрела с бронебойно-трассирующим снарядом 55,57 кг.
Вес наибольшего заряда для бронебойно-трассирующего снаряда 15,1 кг. Бронебойный снаряд на дистанции 1000 метров при угле в 30 градусов от нормали мог пробить броню 202 мм.
Вот таким получался данный "зверь", если бы он увидел свет в броневом исполнении. Есть несколько вопросов, как данная махина могла перемещаться по мягким и сыпучим грунтам, возможно ли ее маскировка, и какова ее скорость вне дорог. А самое важное какое количество ресурсов, в том числе и стратегических, эта машина требовала. Да и для типа основного его орудия, в то время, у союзников танков просто не было.
А теперь собранная модель.
С секциями катков пришлось повозится. Так как они также крепились к экранам борта танка. Я же их не пронумеровал и свалил в одну кучу. Пришлось гадать по схеме сборки, какие куда монтировать.
Здесь другой нюанс. На этих гусеницах стыковка их осуществляется как на настоящих танках «пальцами». Их 4 штуки. Но не поняв сразу как надо их использовать,, соединил гусеницы по своему (три скобки от степлера, их хорошо видно) но критического ничего не произошло. Скобы ушли в низ, и практически не заметны.
Ну, вот и все что я хотел ВАМ сегодня рассказать. Из истории этой машины.
А с вами сегодня был прохожий. До новых моделей. Они не за горами.