Когда-то благородство определялось по крови. «Люди голубых кровей» - это были представители княжеско-боярской, потом дворянской России.
Впрочем, это уже тогда было заблуждением. На самом деле благородство – категория отнюдь не «кровяная» и не плотская. Это духовная категория. И ей могут быть причастны люди любых социальных слоев.
И это было известно издавна, задолго до нашей эры.
Честь в четкой формулировке благородства принадлежит китайскому мыслителю и философу, фактически «отцу китайской нации», Конфуцию (551 - 479 гг. до н.э.).
Вот как он краткими чеканными словами сформулировал различие благородных и неблагородных людей:
«Благородный муж думает о долге, низкий – о выгоде».
И лучше не скажешь.
Итак, есть две противоположных категории – долг и выгода.
Долг заставляет человека служить на благо других и отдавать себя вопреки своему эгоизму и выгоде.
Выгода – это как раз материализованный вовне эгоизм, являющийся мотиватором действий и поступков человека.
Здесь – все для себя, только для своего блага.
Различие хорошо просматривается на уровне отношения к людям.
В категории долга – люди и их благо, это цель. В категории выгоды – люди и их благо это всего лишь средство. Средство для достижения собственных целей.
Личная польза – вот главная цель жизни неблагородных людей.
Собственно уже в самих терминах «благородные» и «неблагородные» заложена сама суть.
«Благородные» - это люди рожденные «на благо». Разумеется, не себя, а другим людям.
Это благо других людей и заставляет человека пренебрегать собственным благом. Вершиной здесь является полное самопожертвование вплоть до пожертвования своей жизнью.
Что ж, разобрались. Теперь осталось все это применить к нам самим.
Интересно, что категория благородства напрямую не связана с категорией веры.
Благородные люди есть как среди верующих, так и среди неверующих. История России это показала наглядно.
Среди поколений революционеров и борцов с самодержавием, а затем среди первых поколений коммунистов не было по-настоящему верующих людей.
Зато в благородстве, причем, в благородстве до самопожертвования им отнюдь нельзя было отказать.
Виселицы и казематы тюрем их не смущали, и пусть их понимание народного блага вызывало вопросы, но они служили ему беззаветно и преданно, забывая о себе.
Точно так же и среди многих поколений верующих людей далеко не все – думаю, вы согласитесь – являли из себя примеры истинного благородства.
Что же сейчас в России? Присмотримся.
То, что среди большинства народа, гоняющегося за деньгами, комфортом и жизненным успехом, вообще практически забыто такое слово как «благородство» - очень характерно.
И СВО в этом плане очень наглядна. Усиленные попытки представить через телевизионную картинку подъем благородного народного патриотизма не может скрыть тот факт, что большинство людей идут на фронт ради денег.
Нигде на гражданке простым честным трудом невозможно их заработать в таком количестве – вот и являются деньги мотиватором, помогающим преодолеть инстинкт самосохранения.
Разумеется, отдельные случаи истинного патриотизма и благородства вплоть до самопожертвования при этом не исключаются и только оттеняют не очень приглядную реальность.
Потому народ в своей массе равнодушен к войне. «Каждый зарабатывает деньги, как может» - примерно так думает рядовой обыватель.
Теперь перейдем к верующим людям – много ли среди нас благородных людей?
Присмотритесь к своим «братьям и сестрам», которые рядом с вами стоят на литургии и подходят к причастной чаше. Много вы среди них вы найдете людей, которые действительно думают о долге, а не о выгоде?
Разве интересы большинства не выходят за рамки семейного благополучия?
Разве кто-то из нас на своем рабочем месте думает о пользе своего рабочего коллектива, села, города и страны в целом больше, чем о своих собственных интересах?
Увы – каждый из нас точно так же, как и самые обыкновенные неверы, в первую очередь думает о себе.
Мы тоже думаем о деньгах, благополучии, комфорте, успехе и включаемся в конкурентную борьбу с другими для их достижения.
Да – мы тоже думаем о выгоде, а не о долге.
Значит, кто мы? Мы - неблагородные люди.
Мы не на благо других рождены, мы рождены на благо самих себя и ради этого будем стремиться в стремлении к жизненным благам опередить остальных.
Христос пожертвовал собой ради других, мы живем ради себя.
А поскольку носим на себе маски христиан, еще и попутно дискредитируем великое звание христианина, где благородство является его основой.
«Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником». Лк. 14.33.
А мы не только не отрекаемся – мы усиленно гоняемся.
Так есть ли среди нас хоть один благородный человек?