Найти тему
РЕН ТВ

"Между жизнью и смертью". Почему альпинисты не всегда спасают товарищей и оставляют погибших на Эвересте?

Оглавление
Фото: Global Look Press/Narendra Shahi Thakuri/dpa (из архива)
Фото: Global Look Press/Narendra Shahi Thakuri/dpa (из архива)

В основном альпинисты, покоряющие вершины, мечтают подняться на Эверест. Но, планируя подъем, они понимают, что обратно могут не вернуться. А если увидят тело погибшего, то не будут пытаться эвакуировать его.

С чем это связано и как альпинисты поступают с пострадавшими – рассказываем в материале РЕН ТВ.

"Человеку не помочь, если он не может идти сам"

Российский альпинист Александр Абрамов побывал на Эвересте уже 10 раз. Высота горы составляет 8848 метров, а примерно от 8000 начинается "зона смерти" – там критически не хватает воздуха. При подъеме на такую высоту у альпиниста может начаться отек мозга или легких, спортсмен может внезапно ослепнуть, обморозиться или выбиться из сил.

"На высоте все по-другому. Ты балансируешь между жизнью и смертью, иначе чувствуешь, слышишь и видишь. Меняется течение времени, цвета, вкус, запах", – цитирует РИА Новости Сергея Ковалева, который дважды побывал на вершине.

Первые покорители вершин пришли на "крышу мира" – Эверест – в 1953 году. С того момента на горе погибло более двухсот человек. Примечательно, что некоторых людей альпинисты видели еще живыми, но помочь им не могли.

Спортсмены утверждают: на высоте другая реальность.

"На Эвересте есть точка невозврата, после нее человеку не помочь, если он не в состоянии идти сам. Такова эта гора. Однажды я спускал напарника буквально из-под этого места. Он не мог двигаться и временно ослеп. Было тяжело, но человек жив и ходит в горы до сих пор", – рассказывает Сергей.

"Тебя не удивляет, что кто-то уже лежит"

Считается, что самый сложный участок маршрута начинается от 8300 метров. Альпинист в теплой одежде, ботинках, со снаряжением весит примерно 90 кг – одному такой вес тащить крайне сложно, а вдвоем – невозможно из-за ширины тропы.

"Там кислорода в три раза меньше, чем на равнине. Соответственно, работоспособность во столько же раз ниже. Как говорил один альпинист, представьте себе смертельно больного человека, который встал с постели и шаркает тапочками в туалет – мы подходим к вершине в таком же состоянии. Тебя не удивляет, что кто-то уже лежит, а ты – еще нет. Я и (тела умерших эвакуировал – Прим. ред.), и живым помогал. Альпинисты – не бездушные люди, которые никогда никому не помогут, но в горах жесткие условия", – подчеркивает Александр Абрамов.

По словам другой альпинистки Карины Мезовой, на высоте многое решает запас кислорода в баллонах. Она рассказала, что, если начать помогать умирающему, когда у тебя осталось мало воздуха, будет двое погибших.

"От бессмысленного геройства только вред – затор на перилах, еще и тебя придется спасать. Да, если у альпиниста нормальный запас кислорода, он не замерзает и решает помочь другому – это хорошо и правильно. В других случаях лучшее, что можешь сделать, – связаться с лагерем, где всегда есть кислород. По многим видно: все, на что они способны, – просто переставлять ноги. Переступили и пошли дальше – требовать от них большего нельзя", – уточнила она.

"Передо мной пролетели моменты жизни"

Тела недошедших до вершины или, что бывает чаще, погибших при спуске остаются в горах. Единственное, что могут сделать альпинисты, – это убрать их с тропы.

"Штурмовой день, два часа ночи, вдалеке гроза. Вдруг папа говорит: "Посмотри ниже". (...) В этот момент меня настолько переполнил страх, что я подумал: развернусь и пойду назад. Передо мной пролетели самые эмоциональные моменты жизни, я вспомнил маму, брата и решил, что не нужна эта вершина, главное – вернуться", – делится впечатлениями Дмитрий Тертычный, один из самых молодых покорителей Эвереста.

Он взошел туда в 17 лет.

Однако в основном спортсмены относятся к подобному иначе. Как они сами говорят, у альпинистов есть определенная доля профессионального цинизма. По словам Сергея Ковалева, пока человек жив, все готовы спасти его, но как только он умер, то превратился в 90 кг неудобного транспортного груза.

Впрочем, все альпинисты уверяют: если возможность помочь есть – ее используют. Однако, по словам покорителей вершин, многие гибнут из-за собственной гордости.

"Знаете, некоторые мужчины могут быть настоящими профессионалами, многократными восходителями куда угодно, но иногда у них есть комплекс: не готовы принять даже минимальную помощь. Амбиции не позволяют им повернуть назад, начинается игра в героя, опасная для всех. У меня большее уважение вызывает человек, который, находясь в сознании, стоя на ногах, адекватно оценивает силы и принимает решение повернуть назад. Но для этого нужно задавить эгоистичные амбициозные мысли, всю эту ярмарку тщеславия", – объяснила Карина Мезова.

"Они хотели быть счастливыми"

Альпинисты объяснили, что люди мечтают покорить вершину, потому что хотят преодолеть себя.

"Это очень важно. Если человек победил себя один раз на горе, он сможет использовать эту технологию где угодно", – утверждает Сергей Ковалев.

Однако, по словам Александра Абрамова, каждый альпинист, взбирающийся на Эверест, должен быть готов погибнуть.

"Вы увидите на горе десять тел. Думаете, эти люди шли умирать? Или они были глупее вас? Нет, они хотели быть счастливыми, взойти на вершину и спуститься, но что-то не получилось, и они там остались. Вы можете повторить их судьбу", – заявил он.