Это моё размышление о «Грозе» Островского. Мы привыкли к штампам; повторяем слова Белинского о «луче света». И жалеем Катерину, которую изводит злая и отсталая Кабаниха.
Особенно грубость нрава и отсталость Кабанихи проявились, когда романтичная Катерина изменила мужу. Хотя вряд ли у вас такая информация вызывала бы восторг, прилив нежности и понимания. Если честно. Кабаниха даже сказала злые слова! Которые больно задели Катерину, и без того расстроенную поведением возлюбленного…
Все это странно. Несправедливо.
Я с детства думала, что «Гроза» Островского - это не про трагедию Катерины.
А про трагедию Кабанихи. Марфы Игнатьевны Кабановой. Которая была сначала юной девушкой. А потом стала Кабанихой. Так её люди называли. За что?
А за то, что она одна управляла огромным хозяйством. Детей на ноги поставила. И стала грубой, властной, якобы жестокой.
Я вдоль и поперек пьесу в детстве перечитала.
Марфа Игнатьевна ни разу никого не ударила. Не лишила еды или крова над головой. Это во времена, когда повсюду царила настоящая жестокость. Щедро раздавала милостыню. Помогала бедным…
Но и это ей ставили в вину! Чужим помогает, а домашних заела!
Так говорят не самые лучшие персонажи.
Как именно Кабаниха заела домашних - в пьесе не написано. Все сыты, даже иногда пьяны. Одеты, обуты. Не надрываются. Привольно живут. Поют песни, произносят монологи, вступают в отношения…
Обижала Катерину? Ну, несла токсичную чушь иногда. Как её воспитывали, как она жила, так и других учила жить. Не Песталоцци, это да. Просто женщина, которую собственная дочь не слушает. Сын перестал так любить, как прежде. И невестка ведет себя подозрительно. Готовится изменить. И опозорить семью…
Все ведь очевидно. Но обязательно актрисы в этой роли рисовали себе страшное лицо и говорили мерзким голосом. Карикатурный персонаж, Баба-Яга какая-то. Почему?
Сказала Марья Игнатьевна после измены и позора, что Катерину надо живьем в землю закопать. Вот единственные злые слова.
А мы никогда не говорили, что кому-то надо «башку оторвать», извините? И прочее, даже писать не буду эти слова.
Не было такого? В сердцах не сказывали подобного? Когда узнали об измене и позоре? О предательстве? Только честно себе скажите. Говорили?
Мало ли, что человек сказал в полной прострации после удара. Больше ничего дурного Кабаниха не делает. И не говорит. Всё.
Трагедия - это жизнь Марфы Игнатьевны, вдовы, потерявшей мужа. Которая с ранней юности жила трудами и правилами. Везла на себе хозяйство. Так прошла её жизнь.
И так ей хотелось, чтобы её любили. Она сыну и говорила: мол, раньше ты меня любил. А сейчас только Катерину любишь…
Это пьеса о женщине и о жизни, которая любую райскую птицу превратит в Кабаниху. О любви, которой жаждет сердце женщины. Но она верна долгу. И тащит груз на себе. И люди завистливо осуждают…
И маленькие есть штрихи: Катерина Кабаниху называет на «ты». Интересно. Тогда своих-то родителей на «вы» называли. И критики пишут, что Катерина боится свекрови. Её травят и обижают! Говорят неприятные слова. Это в купеческой среде, в 19 веке…
И кличку такую обидную дали - Кабаниха. За что? Кому она хоть что-то дурное сделала? Припомните хоть один факт. Нищего прогнала; ребенка ударила; разорила бедняков; отравила невестку; украла деньги? Нет? Так почему она плохая?
Островский писал саму жизнь. И женщин того времени. На Кабанихах все и держалось.
И никто не поговорил с Марфой. Не пожалел её. Не сказал: «Мама, что ты ерунду несешь! Но я тебя очень люблю. И помню, как ты мне сказки рассказывала и песни пела. Как лечила, когда я болел. Как молилась и плакала, когда мне плохо было. Как водила на Волгу корабли смотреть. Как мы ходили с тобой в храм и слушали песнопения ангельские! Дай, мама, я тебя поцелую!»…
Никто не сказал ни одного хорошего слова. А она кланялась людям и просила прощения за грех Катерины…
Прощения чаще просят те, кто не виноваты.
Но так легко обмазать человека черной краской. И назначить Кабанихой. Словно она не женщина, не человек…
И ещё одно. В то же время Лесков написал свою «Леди Макбет Мценского уезда». Тоже про Катерину. Там Кабанихи не было. И кончилось в купеческой семье все куда хуже.
Надо учесть и личность Виссариона Белинского, чью интерпретацию пьесы мы изучали и повторяли в школе. Белинский рассказывал, что мать бросала его на попечение няньки и ходила по кумушкам. Нянька «душила и била» крохотного больного младенца. Чтобы он своим криком не мешал ей отдыхать. И отец «бил нещадно и ругал площадно» своего сынишку. Белинский не знал ни родительской любви, ни домашнего счастья. Его симпатии были на стороне якобы несчастной Катерины. А не матери семейства…
И это просто мое размышление о справедливости. И о женской судьбе. И о жестоких временах. И о том, что когда содержишь кого-то романтичного, непременно тебя обманут, предадут. А потом обвинят.
И могут назвать «Кабанихой». А себя, конечно, Лучом Света в темном царстве. В котором так тепло и сытно жили…
Анна Кирьянова