Каждый год, когда наступают зимние холода, бабочки-вороны тихо отправляются на юг. Сотни тысяч из них тяготеют к тропическим долинам Тайваня, чтобы перезимовать там, придавая этим местам мистическую привлекательность. Когда возвращается теплая погода, они снова начинают двигаться на север. Учитывая, что на некоторых участках автомагистралей острова летает более 10 000 самолетов в минуту, зрелище просто захватывает дух.
Уже более десяти лет исследователи отмечают тайваньских бабочек-ворон, надеясь разгадать тайну их миграции
Хотя мы все знаем, что некоторые птицы улетают в теплые регионы, чтобы провести зимние месяцы, многие из нас были бы удивлены, узнав, что бабочки также совершают зимние миграции. Обладая характерным фиолетовым блеском, бабочки-вороны зимуют в долинах Южного Тайваня. Эти мигранты принадлежат к четырем подвидам — все они эндемичны для Тайваня.
Зрелище мирового уровня
Режиссер-документалист Чан Цзя-Лун десятилетиями гонялся за бабочками. Он сообщает нам, что бабочки-вороны, будучи тропическими по происхождению, не способны приспособиться к холодному климату, поэтому северная и южная границы тропиков обозначают границы их распространения. Тайвань разделен Тропиком Рака на тропический и субтропический пояс. Летом бабочек-ворон можно встретить гнездящимися по всему острову, но зимой, поскольку погода на севере для них негостеприимна, они мигрируют в определенные долины тропического юга.
С приближением зимы эти крошечные существа сбивают с толку наше воображение, путешествуя на 200–300 километров в Южный Тайвань. Иногда, похожие на гроздья винограда, они садятся на ветки и ветки, чтобы отдохнуть и укрыться от холода. Дерево за деревом полностью покрыто ими. В другое время они отдыхают на берегах горных ручьев, чтобы напиться воды, простирающихся вдаль огромными коврами. Эти чудеса природы побудили Дика Вейн-Райта, автора книги «Бабочки» (опубликованной британским Музеем естественной истории в 2003 году), упомянуть тайваньские «долины фиолетовых бабочек» наряду с бабочками-монархами Северной Америки, которые каждую осень слетаются в Мексику. Как одна из двух основных сезонных миграций бабочек в мире. Захватывающие достопримечательности также привлекли внимание международных медиа-агентств, в том числе CNN, BBC и National Geographic.
Чтобы получить более близкое представление о красоте бабочек-ворон, мы посетим национальный живописный район Маолинь в Гаосюне и Пиндуне, где находится наибольшее количество «долин фиолетовых бабочек» на Тайване, где из года в год зимует множество бабочек-ворон. . Мы присоединяемся к Ляо Цзиньшаню, директору Тайваньской ассоциации охраны окружающей среды пурпурной вороны и гиду-волонтёру в живописной местности. Прогулка от визит-центра до площади эко-парка Маолинь занимает менее десяти минут, но по пути нас уже встречают различные виды бабочек, в том числе вороны и тигры из подсемейства Danainae, которые изящно порхают в воздух.
В отличие от лесных участков Мексики, где обитает огромное количество бабочек одного вида, долины бабочек Тайваня служат зимним убежищем для четырех видов ворон, а также синих тигров и обыкновенных тигров. В общей сложности эти вороны и тигры относятся к 12 различным видам молочая. Богатое разнообразие делает долины бабочек Маолиня удивительно красочными.
Переливающиеся цвета крыльев бабочек-воронок меняются в зависимости от интенсивности и угла света, а также от положения зрителя. Постоянно меняющиеся цвета волшебны
Зимовка с бабочками
В октябре бабочки-вороны снова прилетят в Маолинь, словно выполняя священный обет, данный этому месту. Каждую осень и зиму, с октября по февраль, в живописной местности проводится серия мероприятий, посвященных бабочкам-воронам. Чтобы приветствовать этих неутомимых путников, коллеги Ляо не только проводят обычные работы по сохранению мест обитания, но и заблаговременно делают тайные приготовления: в конце лета и начале осени они сажают цветы, такие как Kusukusu eupatorium, нектар которого особенно привлекает бабочек-ворон. Сезон бабочек Маолиня, который длится четыре-пять месяцев, является неиссякаемым источником наслаждений. Различные погодные условия, виды цветов и фазы цветения позволяют по-разному увидеть летающих существ. Неудивительно, что Зеленый путеводитель Мишлен по Тайваню присвоил три звезды (самый высокий рейтинг) долинам фиолетовых бабочек Маолиня. Многие японские, корейские, европейские и американские туристы приезжают сюда только для того, чтобы полюбоваться бабочками.
Волшебные цвета
Прогуливаясь по тропе Зишалишали в Маолине, мы с нетерпением ждем встречи со всеми четырьмя видами тайваньских бабочек-воронов: королевской вороной с синей полосой (Euploea eunice hobsoni), вороной с двойным клеймом (E. sylvester swinhoei), полосатой синей вороной. (E. mulciber barsine) и карликовая ворона (E. tulliolus koxinga). Как мы можем отличить их друг от друга? В помощь нам есть запоминающаяся мантра на китайском языке. Переводится оно так: «У карлика одно пятно; король с синими полосами — два; двойные - три; полосатые синие, разбросанные». Это количество заметных белых пятен в центре нижней стороны передних крыльев, которые позволяют нам легко отличить один вид от другого.
Если нам посчастливилось встретить бабочек-ворон в дикой природе, мы можем задаться вопросом об их постоянно меняющихся цветах. Почему, отдыхая в темном лесу, они выглядят коричневыми? Почему во время полета они иногда испускают фиолетовый оттенок, но на фотографиях, которые мы делаем на телефоны, они выглядят такими темными? Чан Цзя-лун объясняет, что «фиолетовый» цвет на самом деле не является собственным цветом этих бабочек. Поскольку мельчайшие чешуйки на их крыльях имеют сложную наноструктуру, вызывающую интерференцию световых волн, мы видим отраженные от них разные цвета, в зависимости от того, где мы стоим, а также от интенсивности и угла света. Это явление известно как иризация. «Мы говорим, что цвета претерпевают 17 изменений в секунду, но на самом деле их больше. Конечно, есть! От различных оттенков синего до оттенков фиолетового, розового, а иногда даже оттенка желтого — эти хроматические сдвиги происходят мгновенно», — с волнением говорит Чан.
Чан Цзя-лун считает, что зимняя миграция бабочек-ворон на Тайване — это особое и ценное явление, которое требует тщательной охраны
Богатая жизнь
Документальный фильм Чана «Пропавшая бабочка» был выпущен в 2023 году с целью привлечь к Тайваню внимание всего мира и побудить больше местных жителей исследовать тайну этих существ, живущих вокруг них.
Чан использовал высокоскоростную камеру, чтобы запечатлеть моменты, когда бабочки-вороны взлетают в воздух и меняют свой цвет, в разрешении 4K и частоте кадров 1000 в секунду. Певица Дезертс Чанг своим завораживающим голосом рассказывала сценарий, иногда на доступном языке знакомя зрителей с секретами бабочек-ворон, иногда словно вступая в дружескую беседу с самими бабочками, сообщая нам об их чувствах. На экране ярко разворачивается жизнь бабочек-ворон: от гусениц (личинок), вылупляющихся из яиц и уклоняющихся от всевозможных опасностей по мере своего роста, до куколок (куколок), похожих на блестящие золотые слитки, и, наконец, кульминационное появление красивых бабочек.
Но на этом история не заканчивается. Средняя продолжительность жизни взрослой бабочки-вороны составляет от шести до девяти месяцев, что намного дольше, чем у других бабочек. Когда наступает зима, они отправляются в долгое путешествие на теплый юг. Из документального фильма мы узнаем, что им не только приходится тратить свою жизнь на сбор нектара на досуге, но и бороться за выживание. Для Чана бабочка-ворона — «еще один вид существ с душой. Его интеллект может отличаться от вашего, но траектория его жизни перемежается моментами счастья и страданий, как и у человека. Оно тоже живет богатой жизнью».
Приоритет бабочек
Чан рассказывает, что раньше мечтал гоняться за редкими бабочками. Бабочки-вороны, распространенные во многих местах Тайваня, не вызвали у него энтузиазма. Именно во время посещения долины бабочек, где собрались десятки тысяч бабочек-ворон, он был ошеломлен величием этой сцены. Он задавался вопросом, как эти крошечные насекомые могли собраться вместе и достичь такого ошеломляющего величия, и в его голове начала формироваться идея раскрыть тайны их миграции.
Отмечая одну бабочку-ворону за другой и отслеживая их перемещения, Чан и волонтеры постепенно получили более полную картину о путях миграции. Участок национального шоссе 3, проходящий через Линьней в округе Юньлинь, пересекает северный миграционный маршрут, по которому весной следуют бабочки-вороны. Быстрое движение здесь смертельно опасно для хрупких мигрантов. Благодаря кампании, начатой Чаном и его коллегами, дорожные власти приняли меры, помогающие бабочкам безопасно передвигаться. Помимо защитной сетки по обе стороны автострады, которая побуждает бабочек летать выше, участок внешней полосы закрывается всякий раз, когда количество пересекающих здесь бабочек превышает 250 в минуту. Подобные меры редки в мире. В 2007 году Чан выиграл премию Creation Awards Японской ассоциации моды в зарубежной категории за свою пожизненную преданность защите тайваньских бабочек-ворон.
На дорогах вокруг Маолиня висят знаки, призывающие водителей следить за бабочками-воронами. На автострадах также принимаются защитные меры. Они отражают приверженность тайваньского народа выживанию бабочек
Защита бабочек
Документальная работа Чана в Маолине подошла к концу, но его мантию взяли на себя такие люди, как Ляо Цзиньшань и Тан Сюнцзин. Еще один заметный вклад внес Фонд органического сельского хозяйства Цзе-Синь (TOAF). Распространив свою деятельность на Маолинь в 2010 году, некоммерческая организация стремится помочь местным производителям манго сократить использование химикатов. Продукты закупаются и перерабатываются в сушеные манго компанией Leezen, крупной сетью розничной торговли органическими продуктами на Тайване. Несмотря на то, что экологически чистые методы ведения сельского хозяйства приводят к менее предсказуемым урожаям, отказ от пестицидов является жизненно важным шагом вперед для сохранения среды обитания бабочек. Многие местные фермеры поддерживают эту инициативу уже более десяти лет и никогда не оглядывались назад.
Но Маолинь — не единственное место, облюбованное бабочками-воронами. Национальный парк Кэньдин на полуострове Хэнчунь представляет собой обширную питательную среду для них. В последние годы исследователи обнаружили, что участок дороги Наньвань возле атомной электростанции Мааньшань недалеко от Кентинга является еще одним горячим местом для бабочек-ворон во время сезона их размножения. Каждый май и июнь мы видим, как большое их количество перелетает через дорогу. Администрация национального парка планирует в этом году установить защитную сетку на участке Наньваньского шоссе 26 и стремится снизить здесь ограничение скорости, чтобы обеспечить безопасность бабочек.
Чан Цзя-лун отмечает, что зимнюю миграцию бабочек-ворон на Тайване можно рассматривать как уникальное местное явление. Бабочки-вороны не относятся к исчезающим видам, но поскольку на планете становится все теплее, может наступить день, когда им больше не придется мигрировать. В сочетании с разрушением естественной среды обитания изменение климата сигнализирует о возможности того, что драгоценные «долины пурпурных бабочек» Тайваня однажды могут исчезнуть.
Лишь через 300 лет после вымирания дронта была выдвинута гипотеза, связывающая исчезновение этих маврикийских птиц с предположительно надвигающимся исчезновением тамбалакока (Sideroxylon grandiflorum): считалось, что семена дерева могут прорастать. Только проходя через пищеварительный тракт дронтов. Точно так же бабочки неразрывно связаны с другими существами. Мы не можем полностью предсказать цепочку экологических событий, которые могут быть вызваны исчезновением определенного вида бабочек. Но одно можно сказать наверняка: охранять бабочек-воронок — значит защищать не только деревья, на которых они сидят, но и целые леса. Крошечные, но поразительно красивые тайваньские бабочки-вороны сами по себе являются вдохновляющей песней жизни.