Воздвиженье — третья встреча осени (первая — на Семен-день, вторая на Осенины), «первые зазимки» [3]. Отмечается быстрое наступление холодов, окончание уборки, дальнейшее замирание жизни животных перед зимой [4]. Завершение всех полевых работ, в том числе озимого сева [5].
- Шуба за кафтаном тянется
- Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвинется
- У доброго мужика на Вздвиженьев день и пирог с капустой [1]
- Вздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет
- На Вздвиженье птица в отлет двинулась [2]
- Бабьему лету — конец
- «Со Воздвиженья осень к зиме все быстрее движется!»
- «Воздвиженские зазимки ещё не беда, — что-то скажет Покров-батюшко!» [3]
- «Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает»
- «Воздвижение осень зиме навстречу двигает» [4]
- В Здвиженье сивер, так лето тёпло будет (пинеж.).
- Высоко летят гуси - к высокому половодью, низко - к малому [6].
ЗМЕИНЫЙ ДЕНЬ
В этот день, по народным представлениям, земля «закрывается» на зиму, медведь залегает в берлогу, а «гады и другие пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неведомые тёплые страны», которые называют ирьем или вырием, вирием.
Туда же улетают и ласточки.
По мнению орловцев, тамбовцев и владимирцев, в день Воздвижения все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома. Вот почему на праздник Воздвиженья мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползали по ошибки на двор и не спрятались там.
По рассказам крестьян Тверского края, человека, пошедшего в лес на Воздвиженье, змеи могут затащить под землю.
Существовало и представление о том, что змеи, сбившись клубками, прячутся под трухлявые пни, впадают в спячку. На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется.
Широко бытовало поверье о том, что если змея ужалила человека, то на Воздвиженье её не уползти, в наказание она остаётся мёрзнуть на земле [6].
ШАБАШ ЛЕШИХ
В день Воздвиженья сами боялись ходить в лес и скотину не гоняли не только из-за боязни змей, но потому, что верили, будто лешие вместе с оборотнями и прочей нежитью считают день Воздвиженья срочным для себя днём. Лешие сгоняют в этот день в одно место всё подвластное им зверьё, как бы делая ему смотр перед наступающей зимою. Отгуляв в Воздвиженье, лешие уходят на покой, под землю.
Во многих селениях Белоозёрского уезда Вологодского края существовал обычай в ночь против Воздвиженья весь домашний скот оставлять на дворе. По народному поверью, в эту ночь сходятся лешня на лужайку среди дремучего лема, куда сгоняют всех диких зверей и домашний скот, оставшийся на полях. Духи начинают игру и проигрывают друг другу зверей, а домашний скот пожирается на этом сборище волками и медведями. «Этой ночью черти собираются в карты играть - лес на кварталы делят, где кому хозяйничать».
На Вологодчине же принято было на Здвижнев день варить пиво ушатами. Выносили лешему ушат пива и просили сплясать или спеть. Правда такая просьба чревата была разрушительными последствиями: от дикой пляски леших падали деревья, ломались кусты [6].
КАПУСТНИКИ
С сего дня в городах начинаются девичьи вечеринки — капустницы. Это народное торжество, отправляемое горожанками, известно во многих местах.
В Алексине, уездном городе Тульской губернии, девушки, в богатых уборах, ходят с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь с своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы.
В Сибири на капустенские вечерки приглашались соседки. Там капустницы, входя в дом, поздравляли хозяев с капустой, как с праздником. Для добрых гостей варилось пиво, приготовлялся обед и ужин, где все торжество хозяйки составлял пирог хлебальный. День оканчивался плясками и играми. Капустницы на Руси продолжались две недели [1].
ЧТО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ, А ЧТО МОЖНО
Крестьяне повсюду верят, что день Воздвиженья принадлежит к числу тех, в которые не следует начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или кончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.
Кое-где считалось, что в этот день овины «именинники», что овинник не разрешает в Воздвиженье и накануне топить овин.
На Среднем Урале начинался отхожий охотничий промысел. С Воздвиженья до Николы зимнего охотились с собаками на рябчиков, белок, глухарей, тетеревов [6].
Сентябрь успевает к этому времени отряхнуть последнюю зеленую, раззолотившуюся красу с деревьев. Остается всего пять дней до назимнего месяца октября, богатого свадьбами-пирами деревенскими, не любящего «ни колесу, ни полоза». Со стороны октября на отходящий к покою сентябрь-листопад «через прясла глядит» Покров — первый зимний праздник («зазимье веселое»), нередко покрывающий грудь земную снегами белыми-пушистыми [3].
ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
Преставление Апостола и Евангелиста Иоа́нна Богослова (начало II).
Преподобного Ефре́ма Перекомского, игумена, Новгородского чудотворца (1492); прав. Гедео́на, судии Израильского (1307 г. до Р. Х.) [8].
ИМЕНИНЫ
Ефрем, Иван [8].
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Сахаров И. Сказания русского народа
2. Даль В. Пословицы русского народа
3. Коринфский А. Народная Русь
4. Рыженков Г. Народный месяцеслов
5. Толстой Н. Славянские древности
6. Некрылова А. Русский традиционный календарь
8. azbyka.ru/days/2024-10-09