Эта короткая статья не только для артистов, она будет полезна абсолютно каждому!
Ни для кого ни секрет, что мы живём в век интернета. Чтоб купить какую-то вещь или оплатить услугу, достаточно выбрать товар на сайте, ввести данные банковской карты и нажать "оплатить".
Мы привыкли к интернету настолько, что готовы сотрудничать онлайн с неизвестными нам людьми, подписывать контракты, переводить им деньги и верить всему, что написано на сайтах!
Чтоб официально выложить трек, нужно подписать контракт с дистрибьютером или лейблом. Ещё совсем не давно, в 2015 году, было всего пара-тройка популярных дистрибьютеров, все они относились к зарубежным компаниям и люди им доверяли..., подписывали с ними онлайн контракты на дистрибуцию и никаких проблем не возникало. Сейчас (в 2024 году) ситуация кардинально изменилась. Заключить прямой контракт с главными дистрибьютерами начинающим артистам просто невозможно (подробности в статье "Сколько зарабатывают музыканты"). Зато появились тысячи посредников, которые готовы за небольшую маржу , выкладывать Ваши треки на площадки. К этим посредниками относятся многочисленные лейблы и дистрибьютеры (агрегаторы).
Сейчас я открою Вам глаза на некоторые вещи:
1. КАК ВАС ОБМАНЫВАЮТ ЛЕЙБЛЫ
Чтоб подписать контракт с известным лейблом, который не обманет, нужно быть известным или супер-перспективным артистом. Таких лейблов всего 10ок наберётся по всей России. Вы все про них знаете и слышали. Чтоб попасть на такой лейбл, нужно, чтоб этот лейбл сам этого захотел 😊.
Я уже давно общаюсь с различными артистами, которые работают с лейблами. Некоторые из них ждут отчислений за монетизацию ГОДАМИ (и не дожидаются). Обманывают, как раз таки малоизвестные лейблы (коих развелось тысячи). За созданием такого малоизвестного лейбла, как правило стоит один человек. И его задача вполне очевидна - набрать большое кол-во малоизвестных артистов и зарабатывать на их творчестве. Никакой монетизации в 99% случаев Вы от туда не получите. Все эти договора, которые Вы подписываете, чаще всего оформлены на подставную личность. Вы наверняка же в курсе, что за 500 рублей в ТГ можно достать любые паспортные данные.
Как происходит сам обман? Вам пишут в ВК или прям на почту (реже звонят). Чешут Вам про то, какие у Вас крутейшие треки. Потом вешают лапшу, что работали когда-то с известными артистами. Вы конечно же на это ведётесь. Далее они предлагают сотрудничество на "выгодных" условиях. Вы переносите им свой каталог, или выпускаете через них новый трек. Они заключают с Вами типовой договор. И всё это чаще всего происходит тупо по переписке. Вы не то что не видите лицо этого человека, вы даже не созваниваетесь с ним, а тем временем за лицом представителя лейбла может быть кто угодно. Желание быть выпущенным через лейбл, напрочь отбивает у Вас последнюю каплю разума и Вы просто дарите неизвестным людям свои треки.
2. КАК ОБМАНЫВАЮТ ДИСТРИБЬЮТЕРЫ?
Если артиста в силу своей не популярности не берут даже на малоизвестный лейбл, он идёт к агрегаторам или ещё хуже - пытается где-то купить личный кабинет у известного дистрибьютера (подробнее в статье "Ошибки начинающих музыкантов").
Чаще всего компании дистрибьютеров (или по другому - агергаторов) зарегистрированы где-нибудь на Кипре или в ОАЭ (или ещё где-нибудь далеко-далеко). Отстаивать свои права и достучаться до них Вам будет очень трудно. Обвинить и подать на них в суд - нереально!
Как правило, такая компания - это просто сайт, на который Вы загружаете свои бесценные творения. В любой момент этот сайт может исчезнуть вместе с Вашими выпущенными треками. И если в случае с лейблом, у Вас хотя бы есть переписка с каким-то неизвестным лицом и липовый договор, то в случае с агрегатором у Вас не будет вообще ничего.
Когда Вы решитесь обратится в полицию или в суд, Вам просто скажут: "А с кем Вы вообще подписывали все эти контракты? Покажите их!". И вы такой - а у меня ничего нет, вот был сайт и он исчез.
Так вот, таких лейблов и агрегаторов сейчас десятки тысяч, и 90% артистов работают именно с ними на одном доверии. В большинстве случаев, артисты даже не подписывают договора, а просто льют треки куда попало. В 99% случаев договора кабальные (не в пользу артиста). А ещё более частый случай, когда лейбл или агрегатор напрочь отказывается выслать договор после публикации трека. Или отказывается удалить Ваш трек, когда Вы этого просите, при этом может не отвечать на письма и звонки и в конечном итоге исчезает.
3. КАК ИЗБЕЖАТЬ ОБМАНА?
Заключайте договор вживую. Вы не поверите, но у каждого нормального лейбла есть офис, или в худшем случае просто человек, с которым можно встретится лично, пообщаться, посмотреть его паспорт и документы на регистрацию лейбла, обговорить все детали и подписать контракт. Если Вы серьезно относитесь к своему творчеству и цените свой труд, Вам будет не сложно оторвать жопу от стула и съездить к лейблу лично! Во первых человек будет знать Вас лично и соответственно отношение к Вам уже будет другое. Во вторых Вы сможете сразу выложить релиз и подписать контракт.
Будьте бдительны. Не подписывайте онлайн контракты с дистрибьютерами и тем более с лейблами. Если Вами заинтересовался лейбл и его представитель пишет Вам на почту о том, какой Вы перспективный музыкант и какие у Вас прекрасные треки, предложите ему встретиться вживую и подписать все документы со своим юристом (даже если у Вас его нет..., просто скажите так). 99,9% таких представителей сразу же отвалятся! Вы услышите кучу отмазок, потому что скорее всего Вы не интересны лейблу, как артист..., на Вашем скромном бэк-каталоге песен просто хотят заработать. А теперь представьте, что таких, как Вы, они обманывают сотнями... Даже если вы уже зарабатываете пару тысяч рублей в квартал с монетизации, то 100ня наивных артистов принесут лейблу уже 200 тысяч рублей и так по нарастающей....
А я с Вами прощаюсь до следующей статьи на Дзен...
Ваш преданный ANATOLY PROD.