Найти тему
Дорога в цветах

Про царя всея Руси Симеона Бекбулатовича и о том, как сегодня выглядит его бывшая вотчина в Тверской области

Вот честно: про то, что был на Руси такой царь, узнала я лишь после того, как изучая маршрут Тверь-Бежецк, наткнулась на небольшое село Кушалино. А в нем - церковь... Начала изучать историю церкви, которую построил Симеон Бекбулатович, и вот тут то всплыли неизвестные мне ранее страницы истории. И как-то не припоминаю, чтобы нам про него в школе рассказывали...

Заинтересовалась, прочитала и сейчас вам расскажу. А заодно и покажу, как сегодня выглядит бывшая вотчина русского царя с татарскими корнями.

Храмовый комплекс в Кушалино
Храмовый комплекс в Кушалино

Сын Бек-Булата - султана Ногайской Орды и потомок Чингисхана - был взят в плен Иваном Грозным в Казани и привезен в Москву. В 1560 году назначен ханом в Касимове. Принимал участие в ряде сражений. В июле 1573 года по настоянию Ивана IV Саин-Булат крестился с именем Симеон . А весной 1576 года взял в жёны княгиню Анастасию Мстиславскую, дочь князя Ивана Мстиславского. В браке родилось у них шестеро детей.

И все бы ничего, но в октябре 1575 года случилось неожиданное: царь Иван Васильевич (Грозный) отрекся от престола и возвёл на него Симеона Бекбулатовича, выделив себе особый удел. Ну а потом новоиспеченный царь председательствовал в думе земских бояр и издавал от своего имени правительственные указы. Во вре­мя по­соль­ских це­ре­мо­ний Симеон Бекбулатович си­дел ря­дом с Ива­ном IV.

Колокольня
Колокольня

Симеон жил в Москве, окружённый пышным двором, в то время как Грозный поселился в скромной обстановке на Петровке. В своих посланиях Симеону Иван Грозный соблюдал принятые уничижительные формулы обращения подданного к царю: «Государю великому князю Семиону Бекбулатовичю всеа Русии Иванец Васильев с своими детишками, с Ыванцом да с Федорцом, челом бьют».

До сих пор неизвестно, зачем понадобился этот "политический маскарад", при котором Иван Грозный продолжал сохранять власть. Есть версия, что таким образом он сумел конфисковать церковное имущество от имени нового царя, сам как бы с этим не соглашаясь. А через 11 месяцев, вернувшись на престол и "осудив" Симеона, Иван Грозный вновь раздал имущество монастырям. Но не все и лишь тем, кому счел нужным.

Но разжаловав татарского царя-хана, Иван Грозный продолжал ему покровительствовать.

Духовский храм  как часть храмового комплекса Кушалино
Духовский храм как часть храмового комплекса Кушалино

Тяжелые времена для Симеона Бекбулатовича наступили после смерти царя Федора Иоановича в 1598 году. Недовольные правлением Годунова, знатные роды стали объединяться вокруг бывшего царя с татарскими корнями. Годунов вынужден был принимать меры.

В его правление Симеон был лишён удела и сослан на житьё в тверское село Кушалино. Здесь Симеон обеднел, ослеп (есть ряд версий в пользу того, что он был ослеплён по указанию Бориса Годунова) и жил в скудости. Свои накопления стал он расточать на строительство храмов и на вклады в монастыри.

Фасад Духовского храма
Фасад Духовского храма

ЛжеДмитрий 1 постриг Симеона в иноки и отправил в Кирилло-Белозерский монастырь. Жена же его - Анастасия Мстиславская - еще раньше приняла постриг в Симоновом монастыре Москвы, где и была похоронена. Там же через несколько лет и похоронили старца Стефана - бывшего российского царя Симеона Бекбулатовича.

Ныне же могилы их утрачены, потому как некрополь Симонова монастыря был разрушен при постройке Дворца культуры ЗИЛ. Но наследие Симеона Бекбулатовича в виде построенных им церквей осталось.

И вот как раз в село Кушалино (Тверская область, бывшая вотчина опального царя) посмотреть на Смоленскую церковь я и свернула с БЕжецкого шоссе.

Деревня Кушалино
Деревня Кушалино

Церковь является одним из наиболее интересных культовых сооружений конца ХVI столетия образцом шатровой архитектуры. Точные даты постройки неизвестны, равно как неизвестны и имена строивших его архитекторов. В 1838 году в Кушалино случился страшный пожар, в результате которого сильно пострадала и древняя Смоленская церковь – её крыша, полы и лестница на колокольне полностью сгорели, поплавились колокола.

Смоленская церковь
Смоленская церковь

Храм был восстановлен, а годом позже рядом со Смоленской церковью была заложена большая церковь во имя Сошествия Святого Духа с тремя престолами. Строили его на средства прихожан по проекту тверского губернского архитектора Ивана Федоровича Львова.

Храм Смоленской Божией Матери был закрыт в 1930 г., использовался как клуб, практически все интерьеры были уничтожены. В 1991 г. в нем возобновились богослужения, но состояние интерьеров, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

На момент моего посещения Смоленской церкви там шла служба: несколько деревенских стариков и старушек и священник. Ощущение было, что служба проходит в деревенской избе: топорный иконостас, занавесочки, таз для крещения. От былого величия церкви не осталось ничего.

Но Смоленскую церковь хотя бы немного восстановили. А вот Духовский храм рядом до сих пор в строительных лесах и за высоким забором. К храмовому комплексу также относится каменный церковный дом, предположительно относящийся к XIX в.

Церковный дом, точнее его руины
Церковный дом, точнее его руины

Просторный одноэтажный дом внушительной архитектуры, декорирован в стиле классицизма. Вот только на сегодняшний день он тоже разрушен, двери и окна отсутствуют. А внутри - мусор и успевшие вырасти молодые деревца.

Само же село Кушалино не заброшено: в нем проживает около тысячи человек. Есть аптеки, почта, рыночек, даже Озон с Валдбериз. Только вот храмы, получается, никому не нужны.

P.S. Вот практически закончила статью, да нашла в интернете страничку ВК "Кушалинский приход". Откуда и узнала, что работы по восстановлению храма ведутся, но медленно. А причиной тому - нехватка средств. Практически все работы производятся местным батюшкой отцом Александром. Он и бетонирует, и крышу кроет.

Скриншот со странички ВК
Скриншот со странички ВК

Много в последнее время развелось комментаторов, вспоминающих лоснящееся лицо Патриарха Кирилла и его автомобили. Но ведь есть еще и другие священники - например, отец Александр. Ведущие за собой паству и собственноручно восстанавливающие исторические святыни.

Ещё скриншот со страницы прихода
Ещё скриншот со страницы прихода

И это я говорю именно к различию понятий : религия и вера. Религия - она может быть и опиум для народа. А вот вера - она горы свернет...Она должна быть в душе каждого из нас, и тогда может быть начнут восстанавливаться наши утраченные святыни, да и жизнь наладится.

Знаете, вот заметила - чем дальше от столицы и больших городов, тем больше в людях какого-то тепла душевного и любви к ближнему. С чего бы это, как считаете?