Найти в Дзене
По ту сторону книги и театра

225 лет - Александру Пушкину - факты, о которых не знали

Оглавление

Что ещё можно сказать о Пушкине? Можно ли о нём не говорить? "Наше всё, Солнце русской поэзии", создатель русского литературного языка, гений, цитаты которого у всех на устах, дерзкий, талантливый, непревзойдённый.

Кажется, мы знаем о нём всё, совершенно всё, больше, чем о наших друзьях или родственниках. Наш культурный код начинается с Александра Сергеевича. С Лукоморья, кота учёного, нерукотворного памятника и "я к вам пишу, чего же боле" и продолжается пресловутым "а работать за тебя Пушкин будет?"

Мы гордимся и восхищаемся Пушкиным и недоумеваем, почему за рубежом отдают ему должное, но не ставят так высоко, как скажем, Достоевского. Красота нашего языка, воспетая стихами великого поэту так для нас очевидна, что нам кажется, что во всех переводах не может звучать иначе.

Сегодня хочу предложить вам небольшую шалость. Поговорим не просто о гении Пушкина, поговорим о его таланте мистификатора.

-2

Остроумец и проказник

Не зря Ф.П. Калинич, учитель чистописания в лицее, говорил о Пушкине так:

"Да что он вам дался - шалун был, и больше ничего!"

Тургенев писал Вяземскому про поэта в 1818 г.:

"Пушкин здесь - весь исшалился"

А через два года, в 1820 г:

"Пушкин почти кончил свою поэму… Теперь его знают только по мелким стихам и по крупным шалостям"
-3

В многочисленных воспоминаниях современников Пушкин фигурирует как шалун и проказник, способный порой жестоко посмеяться и над собой, к примеру, изображая обезьяну (при жизни Пушкина многие указывали на его сходство с обезьяной), колющую орехи, и над окружающими, в том числе над дамами. К примеру, поэт мог делать вид, что безнадежно влюблен в приезжую княжну (Г.) дурнушку, чем потешал окружающих и разбивал сердце несчастной. И замечу, это делал уже женатый Пушкин. В своих воспоминаниях об этом эпизоде рассказывала В. А. Нащокина.

Но нас интересует не столько проказы поэта в жизни, как на литературном поприще.

-4

Литературные мистификации

Но можно ли быть шутником в жизни и не перенести его на свою самую неистовую страсть - литературу?

Вопрос риторический.

Решив запутать современников, усложнить жизнь благодарным потомкам и испортить её окончательно литературоведам, Пушкин переносит свои "шалости" на бумагу. Куда интереснее морочить голову не десятку друзей, а сотням и тысячам читателей. К тому же, литературные проказы позволяли наслаждаться "отложенным" эффектом, наблюдать за реакцией публики "из-за угла".

-5

Чем же развлекался Пушкин?

  • Придумывал произведения и подписывал их именами несуществующих писателей или утверждал, что это перевод древних текстов
  • Менял даты у своих стихов, чтобы всех запутать и по ним нельзя было отследить даты тех или иных событий
  • Специально оставлял в своих дневниках и черновиках пустые страницы, чтобы впоследствии вписать туда записи других лет, нарушив хронологический порядок
  • Оставлял на полях рисунки, представляющие собой своеобразные ребусы, многие из которых до сих пор не разгаданы
  • Свои собственные шутки Пушкин преподносил или записывал, как шутки чужого авторства: "N сказал..."
-6

"Скупой рыцарь"

Одна из самых известных историй, которая в своё время попортила много крови пушкинистам (особенно П.В. Анненкову), связана с подзаголовком "Скупого рыцаря".

«Сцены из Ченстоновой трагикомедии: The covetous Knight»

Немало сил было потрачено на то, чтобы выяснить милейший факт: никакого Черстона никогда не существовало.

-7

Стихотворение "Романс"

"Под вечер, осенью ненастной,
В далеких дева шла местах
И тайный плод любви несчастной
Держала в трепетных руках.
Все было тихо — лес и горы,
Все спало в сумраке ночном;
Она внимательные взоры
Водила с ужасом кругом.
И на невинное творенье,
Вздохнув, остановила их…
«Ты спишь, дитя, мое мученье,
Не знаешь горестей моих,
Откроешь очи и, тоскуя,
Ты к груди не прильнешь моей.
Не встретишь завтра поцелуя
Несчастной матери твоей.
Ее манить напрасно будешь!..
Мне вечный стыд вина моя, —
Меня навеки ты забудешь;
Но не забуду я тебя!
Дадут покров тебе чужие
И скажут: «Ты для нас чужой!»
Ты спросишь: «Где мои родные?»
И не найдешь семьи родной.
Несчастный! будешь грустной думой
Томиться меж других детей!
И до конца с душой угрюмой
Взирать на ласки матерей;
Повсюду странник одинокий,
Всегда судьбу свою кляня,
Услышишь ты упрек жестокий…
Прости, прости тогда меня…
Ты спишь — позволь себя, несчастный,
К груди прижать в последний раз.
Проступок мой, твой рок ужасный
К страданью осуждает нас.
Пока лета не отогнали
Невинной радости твоей,
Спи, милый! горькие печали
Не тронут детства тихих дней!»
Но вдруг за рощей осветила
Вблизи ей хижину луна…
Бледна, трепещуща, уныла,
К дверям приближилась она:
Склонилась, тихо положила
Младенца на порог чужой,
Со страхом очи отвратила
И скрылась в темноте ночной."

1814 год - такая дата стоит под стихотворением и сейчас

На самом деле, она является мистификационной, Пушкин написал его позднее после рождения внебрачного сына, а чтобы скрыть свои истинные переживания, просто изменил дату.

Что-то посерьёзнее?

Есть куда более серьёзные версии, к примеру, версия Козаровецкого о том, что "Конек-горбунок" Ершова на самом деле написан Пушкиным. Эта версия кажется убедительной многим, например, её горячо отстаивал Кир Булычев.

Обязательно расскажу про это предположение, но не сегодня.

Ваша Оксана Есипова

❤️ Жду вас в гости ТГ | ВК | ОК ❤️ Книги на Литрес ❤️

Мой дебютный мистический детектив "Парс фортуны" (в девичестве "Опасная связь"), победитель премии "Русский детектив" в номинации Дебют, можно приобрести здесь:

Озон | ВБ | ВБ2 | Эксмо | Читай-город | Буквоед | Book24 | Яндекс-маркет

Здесь можно приобрести книгу с автографом (книжная закупка)

-8