Найти тему
Московская беседка

Две вспышки

О спектакле «Призраки Марса» Московского драматического театра имени Гоголя. Премьера 19 октября 2023

Я искал земную логику, здравый смысл, разумное правление, мир и ответственность.

И как – увидел?

Нет. Не нашел. Их больше нет на Земле. И пожалуй, не будет никогда. Возможно, мы только сами себя обманывали, а их вообще и не было.

Рэй Бредбери. «Марсианские хроники», 1950

Беседка уже писала о феномене театра Гоголя и его художественном руководителе Антоне Яковлеве, который создал театр буквально с нуля. За два года он собрал новую труппу, где вместе с ветеранами играют молодые, безумно талантливые актеры, и полностью обновил репертуар. За два года Яковлеву удалось сделать то, на что в обычных театрах уходят десятилетия. Театр поставил 14 (!) новых спектаклей, многие из которых — абсолютные шедевры по художественному воплощению и глубине разработки материала. «Призраки Марса» в постановке молодого актера и режиссера Кирилла Ковбаса — один из них.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

«Призраки Марса» - абсолютное попадание в эстетику Бредбери и космических одиссей, но на новом, современном, уровне осмысления и восприятия. Спектакль начинается внезапно и сразу обрушивается на благополучного зрителя, мирно скучающего в смартфоне. На авансцену выходит капитан Купер и не допускающим возражения тоном требует отключить мобильные устройства, запрещенные на территории подготовки к полетам. В следующее мгновение зал проваливается в космос.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Мы попадаем в странный, неизведанный, пугающий мир, в новую реальность и новую жизнь — и этот резкий контраст между землей и небом достигает максимальной выразительности. Зрители вместе с актерами летят на корабле, вместе садятся на Марс, вместе путешествуют, сталкиваются со странными призраками, существующими то ли в разряженной атмосфере Марса, то ли в воображении астронавтов.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Этот необыкновенный эффект присутствия там, где никто из нас не был, достигается виртуозным сочетанием света и звука, которые своей яркостью и резкостью выбивают благополучного зрителя из привычной колеи. Эффект присутствия усиливается особенностью сценического пространства: малая сцена театра объединена с зрительным залом в единую художественную территорию, где нет сцены с привычным возвышением. На малой сцене возвышается зал, и актеры играют не перед зрителями, а вместе с ними.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Происходит настоящее чудо: зрители полностью вовлечены в действие и художественную ткань спектакля. Эстетическая мощь и выразительность ощущаются на самом ближнем чувственном уровне, и на протяжении всего театрального действия тебя не покидает ощущение значительности и глобальности происходящего. Достигается это чисто театральными эффектами: светом, звуком, актерским мастерством и неожиданными играми с пространством: то свет бьет из боковой двери, откуда зрители когда-то, давным-давно вошли в зал, то полностью меняется ракурс основного софита, то мертвенно-бледные лучи начинают вибрировать, а мощный космический ветер поднимает песчаную марсианскую бурю, и красный песок осыпается блестящими искрами.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Любопытно, что создатели спектакля используют кинематографические визуальные эффекты, хорошо знакомые по фильмам и компьютерным играм, но использует их театр, и энергия живой игры, особая художественная среда, позволяющая ощутить себя не на Земле, создают ни с чем не сравнимое ощущение запредельности существования. Зритель на полтора часа отрывается от Земли. Он — внутри фантастического фильма, внутри компьютерной игры, он — на Марсе. Он вместе с актерами бродит по планете и встречается со странными призраками, будоражущими объективную реальность.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Эти призраки — тени людей, оставленных на далекой Земле. Тени ушедших событий, которые, как муки совести, не отпускают героев. Оказавшись на Марсе, где нет ничего привычного, ничего земного, а лишь разряженная атмосфера, освобождающая место главному в жизни. Главному перед смертью, - тому, что не дает покоя и воскресает бесконечным чувством вины. «В сущности, есть только две вспышки — жизнь и смерть», все остальное исчезает там, где исчезает второстепенное.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Поиски себя, поиски веры, поиски Бога, поиски новой жизни начинаются визуальным шоком, подхватываются эстетическим восприятием и размышлением, а завершаются рефлексией и длительным послевкусием. Те, кто побывал в театральном Марсе, навсегда запомнят это острое сочетание жути и странной прелести высокой эстетики, наполняющий спектакль особой атмосферой, которой действительно нет на Земле.

Фотография предоставлена пресс-службой театра
Фотография предоставлена пресс-службой театра

Атмосферой глубокого личностного анализа и многоуровневого эстетического впечатления от этого необыкновенного искусства по имени Театр. Современный театр, вооруженный новыми моделями и техническими средствами достигает новых горизонтов. И это это поразительное сочетание силы актерской игры и мощных сценических эффектов поднимает старый добрый классический театр на небывалую высоту. И делает современным.