Игра как средство обучения
Игровая методика - это подход к обучению, который использует игровые элементы и механики для передачи знаний и развития навыков. Она основана на вовлечении участников в процессы, где обучение происходит в увлекательной и динамичной форме.
Человек — это какая-то выдуманная игрушка бога. Этому-то и надо следовать; надо жить, играя.
Платон
В последние десятилетия обучение через игры завоёвывает популярность среди взрослых. Этот метод активно используется в корпоративном обучении, где помогает развивать профессиональные навыки и повышать уровень взаимодействия среди сотрудников. Такой формат учёбы интереснее и практичнее, чем традиционные методы, что делает его привлекательным для современного взрослого и занятого человека.
Игры всегда играли важную роль в обучении. С древних времен игры помогали передавать культурные традиции и навыки. Например, в Древнем Китае игра «Вэйци» (известная как "Го") развивала стратегическое мышление. История этой игры началась так давно, что у исследователей нет единого мнения (ей от 2 до 5 тысяч лет).
В средневековой Европе шахматы обучали планированию и терпению.
XX веке игры стали важным инструментом в образовании. В 1930-х годах игра "Монополия", например, обучала экономическим концепциям и управлению ресурсами.
Йохан Хёйзинга, в работе "Человек играющий", рассматривал игру как культурно-историческую категорию и выделяет ключевые черты игры:
1. Свобода выбора.
Игра проявляется через свободу действий и всегда доступна для участия.
2. Отличие от реальности.
Это отдельный мир, иной, чем повседневная жизнь.
3. Смысл игры.
Он заключается в самом процессе игры. Игра отличается от жизни местоположением и продолжительностью.
4. Упорядоченная структура.
Игра устанавливает порядок, игра представляет собой порядок.
5. Отсутствие материальной выгоды.
Игра не приносит дохода и не мотивирована финансовыми целями.
Какие же преимущества имеет этот не вполне серьезный формат обучения?
1. Повышение мотивации и вовлеченности
Игры делают процесс обучения интересным и динамичным, что способствует повышению мотивации. Участникам легче сосредоточиться на задачах, когда они представлены в интерактивной форме.
2. Улучшение запоминания и усвоения материала
Игровые методики стимулируют активное участие мышления, что способствует большему запоминанию. Информация, полученная через игры, лучше закрепляется в памяти.
3. Развитие критического мышления и навыков решения проблем
Игры побуждают участников к поиску решений и разработке стратегий, что помогает развивать критическое мышление и навыки анализа ситуации.
4. Командная работа и коммуникация
Многие игры требуют взаимодействия с другими участниками, способствуя развитию навыков командной работы и эффективного общения.
5. Безопасное экспериментирование
Игра предоставляет возможность пробовать различные подходы к решению задач без риска настоящих последствий, что позволяет учиться на ошибках.
Становится очевидно, что игровая методика - один из наиболее эффективных подходов к обучению взрослых в разных сферах.
Объединение игровых подходов и коучинга
Сочетание игры и коучинга - это мощный инструмент для личностного и профессионального роста. Игровые элементы легко и естественно встраиваются в коучинговые практики, добавляя динамики и вовлеченности в процесс обучения. Это позволяет участникам учиться в интерактивной и мотивирующей среде.
Преимущества взаимодействия двух методик для достижения результатов
- Игры делают коучинг более увлекательным и стимулирующим, что повышает заинтересованность участников.
- Игровые сценарии дают возможность отрабатывать полученные навыки в безопасной атмосфере.
- Коучинг обеспечивает направление и полезную (конструктивную, своевременную, профессиональную) обратную связь, делая обучение более целенаправленным и результативным.
Основные типы обучающих игр
Симуляции и моделирование
Симуляции создают условные среды, где участники могут практиковаться в различных сценариях. Такие игры помогают развивать навыки решения проблем и стратегического мышления. Например, авиасимуляторы позволяют пилотам отрабатывать навыки в виртуальных условиях, что значительно повышает безопасность полетов.
Ролевые игры
Ролевые игры погружают участников в определенные роли, позволяя развивать коммуникативные и лидерские навыки. Они используются для тренировки ситуационного анализа и принятия решений. В корпоративной среде такие игры помогают сотрудникам улучшать навыки взаимодействия с клиентами.
Настольные и карточные игры
Эти игры служат для развития логического мышления и стратегий. Примеры включают игры, такие как уже упомянутая "Монополия", которые могут помочь в обучении управлению ресурсами и принятию финансовых решений.
Онлайн-платформы и виртуальная реальность
Современные технологии предлагают множество онлайн-игр и платформ виртуальной реальности для обучения. Они создают интерактивные и захватывающие опыты, от изучения новых языков до освоения сложных технических навыков. Программы виртуальной реальности могут воспроизводить рабочую среду для тренировки сотрудников в безопасных условиях.
На канале есть подробный разбор внедрения игровых механик, статья "Геймификация: новый подход к вовлеченности", где я рассматриваю влияние игровых методов на сотрудников и клиентов компании.
Игры не только способствуют развитию критического мышления, командной работе и развитию навыков решения проблем, они превращают обучение в увлекательный и мотивационный процесс, что значительно увеличивает его эффективность. Компании, которые интегрировали игровые элементы в своё обучение, отмечают улучшение производительности, инициативности и креативности сотрудников.
Предполагаю, что этот формат корпоративной работы - самый потенциальный и перспективный.
Меня зовут Светлана Глебович, практикующий коуч, преподаватель бизнес психологии, автор "15 золотых инструментов коуча. Бери и применяй"
Подписаться на канал автора