Как вы, возможно, знаете, у меня недавно появилось немного свободного времени. Помимо небольшого отпуска, я также занимался написанием книги, в которой я объясняю различные конкурентные преимущества, которые обнаружил за последние пару лет изучения футбола.
Возможно, большая часть этой книги никогда не будет напечатана, но дело не в этом — моя цель состоит в том, чтобы объяснить непрофессионалам в статистике, как их футбольные команды могут развиваться. Многое из этого материала не будет новинкой, но названные методики используются теми людьми, кто принимает решения в разных видах спорта в области спортивной аналитики.
Это практично.
Надеюсь, это легко понять.
Оно фокусируется на том, что важно: победе.
Ранее среди аналитиков всегда существовал страх, что, описывая свои достижения и раскрывая большое количество своих исследований, они бесплатно раздают чрезвычайно ценную информацию.
Что если это единственное рабочая техника, которую я когда-либо обнаружу? Уменьшаю ли я свои шансы на успех, делая всех остальных умнее?
Какое-то время я тоже испытывал этот страх, пока не осознал то, о чем я рассказывал в своей статье с ответами на вопросы читателей пару недель назад — предел совершенствования еще далеко не достигнут. Я мог бы удалить эту или любое другое количество глав и всё равно получить книгу, полную инноваций и советов.
В конце концов, мне показалось гораздо лучше не жить в страхе, а просто усердно работать над тем, чтобы быть выдающимся.
Забавно, что даже если команда знала всю эту информацию и использовала ее, это не гарантировало бы успеха. Как я публично объяснял в последние два месяца, просто владеть отличной информацией недостаточно — действительно важно то, как вы её используете.
Безымянная книга, Глава Десятая — Позиции для ударов.
Мы начнём здесь, потому что я считаю, что это одна из самых простых концепций для понимания с аналитической точки зрения и одна из самых трудных для обучения людей футболу. Она основана на четырёх базовых принципах:
- Чем ближе удар к воротам, тем выше вероятность гола.
- Центральные позиции лучше, чем фланговые. (Это в основном связано с углами ворот, которые закрывает вратарь при ударах с флангов.)
- С той же дистанции удары ногой гораздо вероятнее станут голами, чем удары головой.
- Подачи (кроссы) — трудны в исполнении.
Если вы хотите визуализировать эти принципы, они выглядят так:
Справа от изображения (вероятность гола)
- Изображение (левое верхнее): удары ногой не с фланговой подачи
- Изображение (правое верхнее) : удары головой с фланговой подачи
- Изображение (левое нижнее): удары ногой не с фланговой подачи
- Изображение (правое нижнее): удары ногой с фланговой подачи
Первый принцип очень легко объяснить и понять. Второй принцип также достаточно понятный, можно использовать тригонометрию или обойтись без нее для доказательства концепции. Принципы 3 и 4 могут показаться спорными, но анализ базы данных напрямую их подтверждают.
Из этих принципов вытекает одна основная концепция: мы хотим мотивировать игроков наносить максимально эффективные удары. В связи с этим, на командном уровне нам нужно найти способы атаки для создания наиболее эффективных моментов для удара.
Я не утверждаю, что это революционные идеи — это далеко не так. Это базовые истины об игре в футбол. Почему же тогда им так трудно научить?
Рассмотрим следующие распространенные футбольные клише:
- Ты не можешь забить, если не бьешь по воротам.
- Ну давай, попробуй пробить.
- Мы хотим, чтобы наши игроки имели свободу на поле — мы не хотим ограничивать их креативность.
- Какой у него дальний удар!
Игроков часто учат "пытать удачу издали" и "проверять вратаря". По моему опыту, им редко объясняют, где находятся хорошие позиции для ударов, и вряд ли советуют не бить, если они находятся за их пределами. Это создает проблему, потому что вся концепция выбора позиции для удара прямо конфликтует с гораздо более мощной силой: привычкой.
Мы стараемся автоматизировать поведение игроков на поле насколько это возможно, чтобы они могли активно мыслить для чтения игры. Когда дело доходит до ударов, вы имеете дело с сотнями тысяч прошлых попыток на всех уровнях футбола, где игрок наносил удар. Если их никогда не учили, откуда наносить удары, игроку тогда нужно думать перед каждым ударом, хорош ли этот удар или нет, а затем выбрать, бить или нет.
В фанатской культуре голы с дальних дистанций попадают в обзоры лучших моментов, их хвалят эксперты. Все это сочетается с уже выработанной привычкой выбора удара, поэтому нашу концепцию трудно внедрить, особенно зрелым профессиональным футболистам. Тем более дело становится сложнее, если ранее никто не удосужился объяснить игрокам концепцию хороших и плохих ударов.
В какой-то момент отсутствие ограничений креативности ваших игроков начинает напрямую конфликтовать с вероятностью выигрыша матчей.
Ну и что — кажется, некоторым игрокам трудно этому научиться... Зачем беспокоиться?
Потому что нанесение более эффективных ударов делает вашу атаку и результативность более стабильными. В результате, это должно повысить вашу вероятность победы.
Это два огромных преимущества, которые можно использовать на протяжении всего сезона.
Полезно добавить немного базовой математики, чтобы полностью проиллюстрировать масштаб того, о чем я говорю.
Возьмем изображение ниже.
Удар с этой позиции имеет около 3% шанса стать голом (0,03 ожидаемых гола или xG). Если игрок один и вокруг нет партнеров по команде, возможно, имеет смысл нанести удар, но в среднем вы получите 1 гол на каждые 33 удара с этой позиции. Для большинства команд это примерно один гол за каждые две-три игры по количеству ударов. Не круто!
Теперь добавим дополнительного игрока, который делает вертикальный рывок к воротам.
Доведенный до нападающего игрока пас здесь создает вероятную ситуацию 1 на 1 с вратарем с довольно близкого расстояния. Полученный удар имеет примерно минимум 0,40 xG, поэтому удар закончится голом как минимум в 40% случаев.
Как часто этот пас должен пройти, чтобы он был лучшим вариантом, чем удар?
Математический ответ прост, но я могу сказать из опыта, что инстинкт большинства игроков дает предпочтению удару гораздо выше, чем мы думаем.
Если мы посчитаем, то обнаружим, что удар во втором примере (после паса) имеет вероятность в 13,3 раза больше стать голом, чем удар издали (40% / 3%). Даже если ваши игроки смогут выполнить этот успешный пас лишь в одном случае из десяти, это все равно добавит вероятность положительного результата к концу игры.
Однако это не означает, что делать этот пас каждый раз — правильный подход. В любой игре-стратегии вам нужно варьировать свой подход, чтобы иметь наибольший шанс на успех. Футбол не является исключением.
Здесь есть еще один фактор, который затрагивает область математики намного больше, он связан с понятием среднего процентного соотношения (дисперсия). Приняв его, мы встаем на тернистый путь. Мы бы предпочли минимизировать его, насколько это возможно, чтобы иметь большую уверенность в результате.
В ситуации когда мы последовательно создаем меньше моментов, но их эффективность растет, то снижается процентное соотношение. В отличной статье Дэнни Пейджа использовался пример игры "Команды Монеты" против "Команды Кубика". "Команда Монеты" наносит 4 удара за игру, что дает им 2 ожидаемых гола. "Команда Кубика" наносит 12 ударов за игру, что на шестигранном кубике также даст им 2 ожидаемых гола. Просто. Однако здесь вступает в игру среднее процентное соотношение.
Если мы смоделируем эти две команды, играющие друг против друга 10 000 раз, мы обнаружим, что "Команда Монеты" выигрывает в среднем в 40% случаев, "Команда Кубика" — в 36% случаев, и ничья происходит в 24% случаев. Среднее количество очков за матч в сезоне составит 1,42 для "Команды Монеты" и 1,36 для "Команды Кубика".
Разница в 0,06 очка за игру кажется микроскопической, верно? Однако возьмите это на отрезке всего сезона, и вы получите на 2-3 очка больше для команды с меньшим разбросом в процентном соотношении в своих шансах. 2-3 очка часто являются разницей между вылетом и сохранением места в лиге, а также могут быть разницей между чемпионством/местами в Лиге чемпионов или же в ситуации с автоматическим повышением в классе против стыковых игр.
Это противоречит интуиции во всем спорте, поэтому позвольте мне повторить это снова:
При прочих равных условиях вы бы предпочли иметь меньше моментов с очень высоким шансом забить, чем много моментов с малым шансом.
Создание эффективных моментов — это сложно, но это также чрезвычайно важно для того, чтобы дать вашей команде наилучший шанс закончить сезон на вершине таблицы.
Средний колебание результатов также оказывает огромное влияние на ценность игрока, когда дело доходит до забивания голов.
Это один и тот же игрок с разницей в промежуткедвух сезонов. Как вы можете видеть, что почти каждый показатель в этих данных одинаковый, за исключением одного: количество забитых голов. В одном сезоне игрок забил три гола и считался хорошим, но не выдающимся. В следующем сезоне он забил 10 голов при почти таком же количестве ударов и был признан одним из лучших игроков в лиге.
Что изменилось?
Ничего.
Его ожидаемые голы за удар были такими же. Позиции, с которых он наносил удары, были почти поразительно схожими, несмотря на то, что он играл на нескольких разных ролях. И всё же в одном сезоне количество голов было ниже ожидаемого, а в другом — практически вдвое выше ожиданий.
Это роль, которую дисперсия играет в игре и в нашем восприятии ценности игрока.
Должно ли так быть? Почти наверняка нет.
А что насчёт игроков, которыехороши в ударах с дальних дистанций?
Это вопрос, который мне задают постоянно, когда я представляю эту информацию тренерам. «Мы знаем, что Дэвид и Фрэнк — хорошо бьютс дальних дистанций. Не должны ли мы позволять им бить издали, когда они хотят?»
Ответ на этот и на многие другие вопросы в футболе — Лионель Месси.
Месси, безусловно, один из самых умелых бомбардиров в футболе. Его точность с почти любой дистанции поразительна и во многих случаях удивительна.
Вот карта ударов Месси за сезон 2014-2015.
Практически каждый из его 181 удара без учёта пенальти в том сезоне был сосредоточен в выгодных зонах. Те, что находятся за пределами этих зон, почти исключительно со штрафных ударов. Это несмотря на то, что мы знаем его мастерство выполнения ударов.
Объяснение этому простое: «Барселона» знает, что удары из оптимальных позиций значительно повышают их шансы забить гол, что, в свою очередь, повышает их шансы на победу. Они отказываются от множества возможных ударов в течение владения мячом подбирая наиболее лучший момент. Этот выбор делают немногие команды и игроки в мире.
Однако команды, которые делают этот выбор, как правило, добиваются большего успеха.
Другими словами: если Лео Месси бьет только из оптимальных позиций, разве вы не хотите поступать так же?
Как мы можем обучить этому игроков?
Есть много способов ввести и укрепить эту концепцию как для игроков, так и для тренеров, но у меня есть два любимых. Один из них — эксперимент, а другой включает немного рисования.
Эксперимент
- Поставьте две мишени шириной в один ярд (0,9 метра)по обе стороны от обычных ворот, охватывающие всю высоту ворот.
- Отметьте места для ударов на расстоянии 9 (8,2 м), 15 (13,7 м) и 23 (21 м) ярдов от ворот.
- Попросите игроков оценить, сколько из десяти их ударов, по их мнению, попадут в любую из мишеней с каждой дистанции.
- Давайте пас игрокам и просите их бить по мишеням. Сделайте это 10 раз с каждой дистанции и запишите результаты. (Вы можете проводить это в течение нескольких дней, а также несколько раз в предсезонке и в начале года.)
- Составьте таблицу результатов по каждому игроку и по группе в целом и покажите их.
Легко обосновать этот подход: просто рассказывать игрокам о концепции — одно дело. Позволить им самостоятельно осознать её — гораздо более серьезный инструмент обучения. Кроме того, это даёт вам представление об их точности ударов с дистанции в контролируемых условиях. В игровых условиях, очевидно, ситуация гораздо сложнее, и вы можете ожидать, что результативность будет ниже.
Даже если игроки в два или три раза более вероятно забьют с 23 ярдов (21 м), чем средний игрок, это всё равно увеличивает их ожидаемые голы за удар с этой дистанции только с 0,03 до 0,09. Это всё ещё значительно хуже по сравнению с 0,40, которые вы получите, выполняя проникающие передачи на игроков, забегающих в штрафную. Однако вы также узнаете, кого из игроков можно использовать для дальних ударов против насыщенной обороны, чтобы разнообразить вашу стратегию.
Рисование
Постоянно объяснять игрокам, что является хорошим ударом, а что нет, раздражает всех и быстро надоедает. В качестве альтернативы вы можете нарисовать круги, как на картах ударов, на каждом из ваших тренировочных полей. Сплошная синяя линия ниже соответствует 11% или более шанса на гол для обычного удара ногой, и это удобно, потому что она практически доходит до линии штрафной площади в 18 ярдов (16,4 м). Чёрная линия соответствует 6% или более шанса. Всё, что находится за этими линиями, считается плохим ударом, если только не происходит что-то особенное (например, ситуация 1 на 1 с вратарём).
Объясните игрокам, что означают эти линии, и позвольте им самостоятельно оценивать себя каждый раз, когда они наносят удар. В терминах поведенческой экономики это называется "подталкиванием" (nudge), и это, вероятно, окажет большое влияние на весь ваш клуб со временем. Если старшие игроки в вашей команде примут эту концепцию и начнут её продвигать, вы уже добились успеха.
Другие способы укрепить концепцию
Вы уже видели карты ударов выше. Есть еще одинметод как подчеркнуть эту проблему для игроков — это обзор их собственных прошлых позиций ударов и того, насколько успешными они были с каждой точки. Другой способ — попросить их выделить игроков из прошлого, которых они считали хорошими в ударах из определённых позиций, и проанализировать, как эти игроки выступали.
Почти неизбежно все помнят дальний "снаряд", залетевший в девятку. Никто не вспоминает остальные 30 ударов с той же дистанции, которые не достигли цели.
Вот классический пример от легенды Премьер-лиги.