"Мохнатый шмель"- богатый барин Паратов влюблен в юную Ларису Огудалову. Но та уже обручена с другим - почтовым чиновником Карандышевым. Прогулки на пароходе, танцы с цыганами, ревность. А потом убийство... В этом году исполняется 40 лет фильму Эльдара Рязанова "Жестокий романс".
Как признавался режиссер, пьесу Островского "Бесприданница" он выбрал случайно. Вообще, в тот период Рязанов готовился к съемкам другого фильма по пьесе Разумовской "Дорогая Елена Сергеевна". Но тогда, после смерти генсека Брежнева, все вокруг всего боялись, поэтому посоветовали режиссеру отложить конфликтное произведение Разумовской, а сделать что-то нейтральное, например, по русской классике. И Рязанов вспомнил фильм 1936 года "Бесприданница", который по пьесе Островского снял Протазанов. Решил написать свой сценарий. Действие, которое у драматурга проходит в один день, Эльдар Александрович растянул на два года. И название придумал сразу же, вспомнив опять же тот довоенный фильм, где герои пели романсы. "Жестокий романс".
"Я сразу представил в роли главных героев Никиту Михалкова (Паратов) и Андрея Мягкова (Карандышев) . Заручился их согласием играть в будущем фильме,"- рассказывал Рязанов. -"А на роль Огудаловой-старшей пригласил Алису Фрейндлих".
"Он меня поставил в безвыходное положение, сказав: если ты будешь сниматься, то я буду снимать картину, если нет, то и фильма не будет,"- вспоминал Никита Михалков. Но, согласившись, вдруг... отказался, поскольку было принято решение о запуске съемок его советско-итальянского фильма "Очи черные". Тогда Рязанов пригласил Сергея Шакурова, и уже под него начали подбирать образ. И опять незадача-Шакурову в театре предложили роль Сирано де Бержерака, о которой актер давно мечтал, а параллельно репетировать и сниматься актер не мог. Рязанов был в растерянности. Но тут пришло известие - съемки "Очей черных" итальянская сторона перенесла. Михалков снова оказался свободен.
На главную женскую роль Ларисы Огудаловой пробовалось 500 (!) актрис. Рязанов выбрал 23-летнюю студентку последнего курса Ленинградского института театра, музыки и кино (ЛГИТМиК) Ларису Гузееву. Кстати, как потом выяснилось, мама девушки и назвала ее в честь этой героини Островского. Когда Гузеева впервые появилась на съемочной площадке, все ахнули: потертые джинсы, папироса во рту, уральский говорок - ну разве это героиня Островского!? Но Рязанов твердо заявил: у нее все получится! "У Ларисы привлекательное лицо, огромные глаза, стройная фигура, и в ней существует какая-то, я бы сказал, экзотичность,которая не могла помешать в этой роли",- вспоминал Эльдар Александрович. -"Не все в ней , конечно, устраивало, не во всем я был уверен, когда утверждал Гузееву на роль, но полагался на себя и на великолепных актеров, которые ее будут окружать во время съемок...Честно говоря, намучались мы с ней немало."
Тем не менее Лариса Гузеева снялась, но озвучивала ее Анна Каменкова, а спела романсы Валентина Пономарева.
Зная, как Михалков любит гарцевать на лошадях, Рязанов придумал сцену, где Паратов скачет на белой лошади через весь волжский городок, по узкому пирсу и прямо на пароход "Ласточка" к Ларисе.
"Это было рискованно,вед лошадь, когда кругом вода и узкая дорожка, могла испугаться,"- вспоминает Никита Сергеевич. -"Чтобы это плохо не закончилось, чтобы лошадь привыкла ко мне, я несколько дней водил ее, подкармливал, скакал верхом".
"Снимали эпизод, где мой герой- офицер стреляет в стакан, который поставлен на шляпу Паратова",-вспоминает актер Панкратов -Черный.-"Конечно, я не стрелял, а стакан лопнул, потому что в нем был установлен заряд. Почему-то под шляпу Михалкова ничего не подложили, а пиротехник установил слишком большой заряд. Когда раздался взрыв, Никита побледнел. Его даже чуть контузило. Но он отказался от врачей и продолжил съемку."
Однажды в перерыве между съемок Михалков пошел на охоту с местными костромскими егерями и убил медведя. Мясо принесли в ресторан парохода "Спартак" ( в фильме он "исполнял" роль "Ласточки"), где сделали котлеты и накормили всю съемочную группу.
Последние съемочные дни Рязанову дались с большим трудом. Началось с того, что режиссер решил снимать эпизоды на реке,где погибает героиня, в густом тумане. А его все не было. Проходит один день, второй, третий... Простой в съемках. И тогда решили привлечь пиротехников с дымовыми шашками. Перестарались: густой туман затянул центр Костромы. Началась паника среди жителей,автомобильное движение остановилось. На кинематографистов посыпались жалобы,Рязанову пришлось ехать в городской совет извиняться. К тому же на съемках этих сцен едва не погиб Андрей Мягков. Когда его герой Карандышев подплыл на лодке к "Ласточке", работающие лопасти пароходного колеса ударили по лодке. "Меня спасло то, что лодка оказалась дубовой, очень крепкой, ее не разнесло в щепки,"-вспоминал Мягков. -"Лодка встала вертикально и ушла под воду. Вместе с ней и я. Назло всем я всплыл.У меня слетели под водой очки и парик.Помню, какой-то мальчик на берегу закричал:"Смотрите, а дяденька то лысый". Я сам доплыл до берега. Мне дали стакан спирта, но хмеля я не почувствовал. Приезжаю в гостиницу, и звонит жена:"Что случилось?! Я вижу у тебя кровь на руке!" У меня действительно была царапина. Но как она могла это увидеть? Какое-то провидение."
На следующий день после премьеры газеты обрушили на фильм шквал критики. Больше всех досталось Ларисе Гузеевой. "Когда вышел фильм, меня только ленивый и мертвый не пинал. Я дико переживала,пить начала. Очень близко все принимала к сердцу и много разрушила в себе,"- рассказывает в интервью актриса.К тому же из-за съемок студентка Гузеева пропустила дипломные спектакли в театральном институте, а значит, она могла не получить диплом. Заступилась Алиса Фрейндлих, которая по счастливому стечению обстоятельств возглавляла комиссию по выдаче дипломов ЛГИТМиКа.
А вот зрители приняли картину с большим интересом. За первые полгода фильм посмотрели 20 млн. человек. Только одно огорчало зрителей - в "Жестоком романсе" грустный финал.
Друзья, если вам понравился материал,поставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.