Пассажирские самолеты советской эпохи по-прежнему эксплуатируются в разных странах мира. Правда, осталось их совсем мало, до сегодняшнего дня дожило лишь несколько моделей. Среди тех, кто все еще летает: Ил-62, Ил-96, Ан-74, Ан-124 и Ту-204.
Вторая половина XX века ― это ушедшая в историю эпоха, когда аэрокосмическая промышленность Советского Союза процветала и развивалась. В стране одновременно велись работы над созданием самых разных гражданских лайнеров: от среднеразмерных до грузовых и даже межконтинентальных широкофюзеляжных.
Однако, с распадом СССР авиакомпании с удовольствием переключились на закупку самолетов западного производства, прежде всего новейших моделей от Boeing и от Airbus.
Тем не менее сотни выпущенных «Антоновым», «Туполевым» и «Ильюшиным» пассажирских лайнеров продолжали летать вплоть до начала 2000-х. Но годы берут свое, большая часть той, советской еще, техники с тех пор покинула небо. И лишь в нескольких уникальных местах по всему миру отечественные самолеты продолжают выполнять регулярные рейсы. Да и то, во многом «благодаря» тому, что не все перевозчики смогли получить доступ к современной технике западного производства из-за экономических и политических барьеров.
Где же можно сегодня увидеть в небе действующие самолеты советской конструкции и какие именно?
1. Ил-62
Дата выпуска: 1967 год. Зарубежные эксплуатанты: Air Koryo (КНДР), Rada Airlines (Беларусь)
Работы по созданию дальнемагистрального реактивного авиалайнера Ил-62 были запущены в начале 1960-х годов, а впервые его представили советскому народу в 1967 году. Ил-62 разрабатывался для замены устаревшего турбовинтового Ил-18. Рассчитанный почти на 200 пассажиров, на момент ввода в эксплуатацию Ил-62 на какое-то время стал самым большим реактивным самолетом в мире и предметом гордости СССР.
Требования к новому дальнемагистральному самолету были выработаны «Аэрофлотом». Главное из них ― без посадки летать из Москвы в Хабаровск и Гавану, максимально безопасно, с комфортом для пассажиров и с высокой экономической эффективностью. По этим параметрам Ил-62 должен был не уступать существующим американским лайнерам Boeing 707 и Douglas DC-8.
Самолет имел фюзеляж овальной формы и инновационные герметичные двери, открывающиеся внутрь салона.
Экспортный вариант Ил-62 эксплуатировался более чем в 30 странах мира, в основном в социалистических Кубе, Чехословакии, Венгрии, Анголе, ГДР, КНДР, КНР, в Мозамбике и Польше. На протяжении десятилетий он был флагманом реактивной авиации СССР и служил «бортом № 1», перевозя первых лиц страны от Брежнева до Ельцина. Лишь в 1995 году ему на смену пришел Ил-96.
Ил-62 по-прежнему легко узнать по необычной конфигурации с двумя парами двигателей, расположенных сзади.
На сегодняшний день в эксплуатации находятся всего четыре экземпляра: два у северокорейского авиаперевозчика Air Koryo и еще пара у белорусского грузового оператора Rada Airlines. По другим данным, в Северной Корее летают 4 Ил-62, а в Беларуси ― 1.
2. Ил-96
Дата выпуска: 1992 год. Зарубежные эксплуатанты: Cubana de Aviación
Первый советский дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет. Пассажировместимость от 300 до 435 пассажиров, дальность полета 9 000 км. У Ил-96, так же, как и у А340 и A380, не зафиксировано ни одного происшествия с гибелью людей.
Широкофюзеляжный Ил-96 был создан для замены пионера больших расстояний Ил-62. Конструкция 96-го традиционная, с четырьмя двухконтурными турбовентиляторными двигателями ПС-90А под крылом. Компания «Авиадвигатель» является преемницей советского конструкторского бюро Павла Соловьева. «ПС» в названии двигателя ― как раз его инициалы.
Эффективность ПС-90А оказалась почти в два раза выше, чем у предшественников, и он мог на равных конкурировать с западными агрегатами 1980-х годов, например с Pratt & Whitney PW2000.
Изначально новый дальнемагистральный лайнер должен был строиться на базе Ил-86. Разница лишь в увеличенной площади крыла и двигателях НК-56. По ряду причин от двигателей НК-56 отказались и заменили их пермскими ПС-90А. Из-за этого конструкторам пришлось практически создавать планер заново ― уменьшить длину фюзеляжа, сократить площадь крыла и пассажировместимость. Так появился Ил-96.
Первый опытный экземпляр, собранный в КБ на Ленинградском проспекте в Москве, вышел из сборочного цеха в начале сентября 1988 года. Менее чем через четыре года, 9 июня 1992-го, Ил-96 за 15 часов перелетел через Северный полюс из Москвы в Портленд. По итогам испытаний 29 декабря 1992 года самолет получил сертификат летной годности.
Два борта в модификации Ил-96-300ПУ построили для обслуживания президента России и его администрации.
Сегодня только одна пассажирская авиакомпания в мире летает на Ил-96, это кубинская Cubana de Aviación.
При этом объявленное в России возобновление выпуска самолетов Ил-96 нового поколения ― Ил-96-400М ― под вопросом. Двигатели явно устарели, нового ПД-35 ждать еще несколько лет. Да и производство в Воронеже вряд ли сможет собирать больше 1–2 машин в год. Это в советское время умудрялись клепать по 6–10 экземпляров. Президенту хватило бы…
3. Ан-124
Дата выпуска: 1986 год. Зарубежные эксплуатанты: Авиалинии Антонова (Украина), Maximus Air Cargo (ОАЭ)
Тяжелый транспортный самолет Ан-124 «Руслан» появился на свет в 1980-х годах под кодовым наименованием «Изделие 400» и предназначался для обслуживания советской воздушно-космической отрасли. После потери единственного эксплуатируемого экземпляра Ан-225 «Мрия» «Руслан» считается крупнейшим в мире транспортным самолетом и важнейшим звеном в цепочке коммерческих авиаперевозок грузов.
К созданию Ан-124 привлекли более ста предприятий на всей территории СССР. Крупногабаритные детали перевозили «на спине» Ан-22.
Гордость конструкторов ― процесс доставки грузов на борт. Самолет научили «приседать», передняя часть фюзеляжа могла откидываться, что обеспечивало сквозной проезд техники и ускоряло процессы погрузки-выгрузки.
Всего в период с 1982 по 2004 год было выпущено 56 штук, включая один прототип.
В 1993 году Майкл Джексон арендовал три «Руслана» для перевозки 310 тонн реквизита в Москву.
После распада СССР серийное производство Ан-124 остановилось. Однако запчастей оказалось достаточно, чтобы собрать еще несколько экземпляров уже в постсоветское время. Все попытки возобновить полноценное производство успехом не увенчались.
Сегодня самолет эксплуатируется «Авиалиниями Антонова» и грузовой авиакомпанией Maximus Air Cargo, базирующейся в ОАЭ. В общей сложности по миру летает более 20 самолетов Ан-124.
4. Ту-204
Дата выпуска 1996 год. Зарубежные эксплуатанты: Air Koryo (КНДР)
Ту-204 был плановой заменой морально устаревающего Ту-154 с его тремя двигателями. Новый двухмоторный лайнер благодаря силовым установкам ПС-90А давал существенную экономию топлива.
Аналогичный по дальности полета и вместимости американскому Boeing 757, Ту-204 был спроектирован КБ Туполева еще в Советском Союзе, но в эксплуатацию поступил только в середине 1990-х годов.
В начале 90-х бюджетное финансирование иссякло, и сертификационные испытания лайнера были фактически остановлены. Судьба 204-го «подвисла» ― самолету еще предстояло совершить 250–400 испытательных полетов с общим налетом не менее 1 000 часов прежде чем поступить в авиакомпании. В результате переговоров с премьер-министром В. С. Черномырдиным удалось получить очень важную бумагу, разрешающую совместить эксплуатационные испытания Ту-204 с коммерческими грузовыми перевозками. Появилась возможность оплачивать авиационное топливо, аэропортовые сборы, метеообеспечение и аэронавигацию, закрыть все долги и в полном объеме завершить необходимые регистрационные процедуры.
На основе базового варианта Ту-204 создано около 20 модификаций с разными летно-техническими характеристиками, типом двигателей и конфигурацией бортового оборудования, в том числе пассажирские, VIP-, грузовые и специальные версии.
С момента первых поставок в 1990-х годах было выпущено более 90 самолетов Ту-204, при этом у производителя остались «долги» перед заказчиками ― невыполненные заказы.
6 апреля 2022 года появилась позитивная новость о начале производства в Казани 20 самолетов Ту-214. Казанский Ту-214, или ульяновский Ту-204–200 ― модификация Ту-204 с увеличенной максимальной взлетной массой и коммерческой нагрузкой.
На сегодняшний день единственный зарубежный эксплуатант Ту-204 ― это северокорейский перевозчик Air Koryo.
До 2030 года Объединенная авиастроительная корпорация планирует построить 70 новых авиалайнеров Ту-214.
5. Ан-74
Дата выпуска 1983 год. Зарубежные эксплуатанты: Pouya Air, «Мотор Сич»
Ан-74 появился в начале 1980-х годов, и до сих пор у него нет аналогов-конкурентов. На самом деле этот самолет не что иное, как модификация Ан-72, приспособленная для работы в условиях Крайнего Севера. У обеих моделей двигатели расположены над верхней поверхностью крыла и вынесены вперед. Именно поэтому Ан-74 получил прозвище «Чебурашка». В отличие от предшественника он может перевозить грузы, технику и людей на маршрутах малой и средней протяженности в любых климатических условиях от минус 60 °C до плюс 45 °C и на любых широтах, в том числе на Северном полюсе и в высокогорных районах. Он отлично справляется с работой на коротких грунтовых взлетно-посадочных полосах, легко взлетает со льда, а своеобразное расположение двигателей позволяет ему полностью избавиться от засасывания в них мусора с необорудованных ВПП.
Конструкторы создали 17 различных модификаций Ан-74, включая одну с традиционным размещением двигателей под крылом.
На сегодняшний день летающих «живых» Ан-74 в мире осталось очень мало. Есть они в Иране у пассажирской авиакомпании Pouya Air ― 3 самолета и у украинской «Мотор Сич».
Следующей волны «наших» за рубежом придется ждать долго. Для начала нужно реализовать потребности внутреннего авиарынка, а это тысячи новых самолетов: от маленького «кукурузника» «Байкал» до суперсовременных «Суперджетов» SSJ-100 NEW и отечественных «Боингов» последнего поколения, то есть МС-21-310 с российскими двигателями ПД-14.
А ведь полно еще нерешенных политических проблем, есть неснятые санкции, жесткие ограничения и несовершенство имеющихся производственных мощностей, отсутствие квалифицированных работников…